Время и Деньги
17.09.2006 Политика

Завтра первому Президенту Татарстана Минтимеру Шариповичу Шаймиеву исполняется 70 лет. Примите наши поздравления!

Об истоках. На днях одна юная журналистка спросила Шаймиева, где источник его неиссякаемого юмора? Минтимер Шарипович, как и ожидалось, отшутился: мол, сам не знаю, и слава Аллаху, а то ненароком проболтался бы, и источник бы тут же иссяк. Это точно: только покажи источник - тут же набегут готовые разобрать его на составные части и утащить.

Можно, впрочем, поставить вопрос по-другому: а где истоки - жизнелюбия, терпения, дотошности в анализе любого обстоятельства, сентиментальности и, одновременно, предельной жесткости к тем, кто предал, не оправдал надежд, то есть того набора качеств, который позволил Шаймиеву стать лидером Татарстана (а многие говорят - и лидером всего татарского народа) и долгие годы удерживать завоеванное, не потерять ни пост, ни авторитет?

На этот вопрос ответ как будто известен: там истоки, в вековечном укладе жизни татарского аула, в звенящих степных просторах, настраивающих на философский лад, в монотонном каждодневном тяжелом крестьянском труде, изведанном с малолетства, и в генах, конечно, куда без них. Но этот ответ не полон, как не полно и даже плоско, по-моему, затертое уже объяснение характера Шаймиева его именем: Минтимер, мол, - железный! Определение подразумевает непреклонность, несгибаемую волю и тому подобное, но биографы первого Президента Татарстана как-то забывают, что железо, если уж на то пошло, - металл ковкий, пластичный. И жизнь немало потрудилась, выковывая из Минтимера Шаймиева то, чем он стал в пору зрелости.

И жизнь в годы учебы в большом городе, где деревенскому татарскому пареньку, с трудом говорившему по-русски, трудно было не испытать хоть однажды чувство неполноценности. И чувство обиды. И страстное стремление доказать, что он умнее, способнее, хитрее, в конце концов, что он сможет! (А рядом, одновременно, трезвое понимание: злость - плохой советчик; худой мир лучше доброй ссоры.) А позже, когда он стал членом КПСС, в 29 лет получил орден Ленина и пошел по ступеням карьеры, невозможной без отслеживания в парторганах едва ли не каждого твоего шага, слова, настроения? Та еще ковка, на грани ломки. Другое дело, что у каждого свой предел готовности к компромиссам, и сохраняют лицо лишь те, кто точно чувствует: вот за этой гранью поступаться собой уже нельзя. Тут, в этой основе своей, да, наверное, Шаймиев железный.

Ну, и чувство юмора спасало, конечно, - того, из потаенного природного источника. Как верно заметил кто-то, в нашей стране без чувства юмора вообще выжить практически невозможно. Вот посмотрите на фотографию, которой мы открываем сегодняшний номер, - ведь точная постановка картины "Охотники на привале" получилась, и с каким артистизмом вписался в нее Президент Татарстана, да не президент, - просто живой, мгновенно реагирующий на ситуацию человек. И большой политик, разумеется, - из людей без артистических способностей и чувства юмора выходят только мелкие. (Дотошным читателям сообщу: снимок сделан на одном из праздников урожая в Казани.)

Как-то в давние уже времена Шаймиев заметил мимоходом, что не представляет во главе Татарстана президента, которому 70 лет. Однако уже завтра это станет реальностью. Будем считать, что ему семидесяти нет, тем более что и не дашь на самом деле. Так что с очередным Вас днем рождения, Минтимер Шарипович, и многая Вам лета!

Юрий Алаев, гл. редактор "ВиД".
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии