Время и Деньги
26.11.2006 Культура

О хорошем отношении к лошадям

Сегодня в центре “Эрмитаж-Казань” отрывается выставка “Полцарства за коня. Лошадь в мировой культуре”. На ней представлены экспонаты из собрания Государственного Эрмитажа. А вчера с лекцией о лошади в мусульманской культуре выступил директор Эрмитажа академик Михаил Пиотровский.

“Лошадь - один из символов евразийской цивилизации, без нее нет ни войны, ни охоты, ни мифологии. Без нее нет и властной символики. Конь был и остается образцом и знаком силы и красоты. Человек всегда относился к лошади с особым трепетом и заботой. Коня любили, холили и лелеяли, украшали. Но и забирали с собой в могилу”, - говорит Михаил Борисович.

Конь и верблюд - вот два животных, которых изображали чаще других. Но если верблюда изображали еще за 2 тысячи лет до нашей эры, то изображение лошади можно увидеть на памятниках начала нашей эры.

Коней их владельцы берегли и просто так на них не ездили - или охотились, или воевали. Арабская поэзия полна описаний коней - этих сильных, благородных животных, конь в поэмах всегда “послушен и силен”. Он большой, выносливый, из-под его копыт летят искры, он “хорош оседланный, хорош и без седла”. Удивительно, но само слово “конь” в арабской поэзии практически не встречается, как правило, это животное обозначается эпитетом.

Есть упоминание о конях и в Коране. Часто конями здесь клянутся, описываются их скачки. Конь - это одно из чудес Аллаха. Это таинственное животное. Именно на коне Мухаммед был перенесен из Медины в Иерусалим, оттуда вознесся на небо. Конь связан и с другим героем священной книги - Сулейманом. По преданию, Сулейман не всегда поступал правильно, но если уж грешил, то непременно искренне каялся. Однажды во время молитвы он засмотрелся на чудесных коней, в чем потом устыдился. Далее у предания существует несколько финалов. По одному из них, Сулейман тут же раскаялся в своем легкомыслии. По-другому, он взял нож и убил коней. В третьем варианте три коня Сулеймана все-таки убежали, и, соединившись с конями Мухаммеда, они дали начало арабским скакунам. Пиотровский напомнил красивую легенду об одном из коней Сулеймана, которого тот дал своим гостям, сказав, что когда они будут возвращаться домой и проголодаются, то пусть разожгут костер и верный конь найдет им пропитание.

Конь в мусульманской культуре - это охотник и воин, сидя на нем, правитель словно демонстрирует свою силу. Конь связан с небесами - именно он перенес Мухаммеда. Конь и всадник зачастую слиты воедино. Рассказывали о конях и трактаты по коневодству и ветеринарии, трактаты по руководству в военных действиях писали о том, как наступать и как отступать, сидя на коне.

“Мечта о соединении качеств лошади и человеческих качеств странно воплотились в мифах о кентаврах. В реальной же истории соединение человека и лошади - всадник - ассоциируется повсюду с признаком особой высшей военной социальной категории. Более того, она стала категорией героев и, следовательно, носителей особых благородных качеств. Феномен рыцарства, или “фурусии” у арабов, заключает в себе набор вечных моральных черт, связанных с человеком на коне”, - пояснил Пиотровский.

Во время его лекции эрмитажный зал был полон, опоздавшие довольствовались тем, что стояли вдоль стен. Судя по лекции, новая выставка, приехавшая в Казань, обещает быть любопытной, ведь во все века люди отдавали дань коню - этому красивому и умному животному.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии