Время и Деньги
29.05.2009 Бизнес

Самое трудное - продать картину

В заголовок обзора казанского арт-рынка я вынесла фразу, которую сказал отец норвежского художника Мунка, в очередной раз не сумев продать работу своего гениального сына. Продать картину во все века действительно было непросто, наше время - не исключение.

От оживления к упадку.

Советские художники, те из них, что были лояльны к власти, жили не так уж плохо - помогала система государственных заказов. Написать несколько полотен и получить за них пару тысяч считалось нормальным. Куда потом идут эти полотна, стены какого клуба украсят, это мало кого волновало. Категория официальных художников жила одинаково хорошо и в столице, и в провинции. Не брезговали мастера кисти и написанием “лозгунов”, так игриво назывались лозунги к празднику.

Другое дело авангардисты - в Москве и Питере они могли выжить, в других городах необъятной Родины - с трудом. В двух наших столицах работы большинства из них скупали иностранцы, бредившие альтернативным искусством. Иногда платили не дензнаками, а бутылками с горячительными напитками. В районе Малой Грузинской улицы в Москве хорошо знали русскую супругу одного из иностранных дипломатов - Стивенсониху. Дама скупала авангард на корню. Правда, лихие московские авангардисты иногда впаривали ей подделки. Например, маститый художник-авангардист мог просто подписать лист своими инициалами, а рисунок на нем делал кто-то другой. Так вот и ходят сейчас по Европе и Америке работы лже-зверева и псевдо-целкова и иже с ними.

В провинции иностранцев не было. Если говорить о Казани, то даже имеющий известность Константин Васильев был при жизни очень небогатым человеком. Синекура закончилась для авангардистов и для представителей официального искусства почти одновременно. Иностранные галереи оказались наводненными работами российских авангардистов, большинство из которых никто не спешил купить. Во втором случае приказали долго жить государственные заказы. Надо было учиться выживать. На дворе стояло начало девяностых, которое в сфере изобразительного искусства было ознаменовано созданием огромного количества галерей и галереек, которые начали формировать арт-рынок.

Их было двенадцать

В провинции всегда все тише, чем в столицах, но когда в январе 1992 года в зале НКЦ “Казань” открылась выставка 12-ти татарстанских художников, которых собрал галерист Ильгиз Гимранов, околохудожественная публика шумела. Экспозиция оказалась на редкость интересной, и, по сути, все, кто тогда выставлял свои работы, ныне находятся на плаву.

Гимранов работал грамотно - вначале он раскрутил художников, после разговор зашел о продажах. Именно так и должен поступать профессиональный галерист.

К сожалению, галерея в НКЦ “Казань” прекратила существование через непродолжительный срок, поводом стал уход галериста. Сейчас в зале НКЦ проводятся вполне качественные выставки, но о бойких продажах говорить не приходится.

Так же печально закончилось и “перовое пришествие” галереи “Аврора 1991”, которая возрождается сейчас уже в несколько измененном виде. В начале 90-х “Аврора” грамотно выстраивала политику, работая с художниками, раскручивая их, проводя различные акции и даже участвуя в нескольких московских салонах современной живописи.

Магазин или зал?

К сожалению, провинциальные галеристы часто путают магазин и выставочный зал. По сути, при Выставочном зале Союза художников РТ уже много лет работает хороший магазин, где можно купить качественную живопись, графику и прикладное искусство, но назвать это место галереей язык не поворачивается. Галерея, которая открылась совсем недавно неподалеку от вышеназванного места, именно галерею напоминает больше. Проведение здесь нескольких небольших, но стильных выставок заставило обратить на это место внимание многих коллекционеров современной живописи. Если говорить о большинстве мест, где можно в нашем городе купить картину, то они нечто среднее между залом и магазином - не всегда удобное и светлое помещение, не всегда квалифицированные “галеристы”. Понятно, что многие художники предпочитают продавать свои работы сразу “на корню”, то есть из мастерских. Тот, кто имеет и свой круг клиентов, живет вполне благополучно.

Сейчас продать картину сложнее, чем это было полтора десятка лет назад, хотя уровень жизни вроде бы повысился. Но в период зарождения арт-рынка вновь созданные фирмы и фирмочки считали правилом хорошего тона покупать картины, а поскольку в период дефолта много фирм рухнуло, то можно сказать, что рухнул отчасти и арт-рынок.

Кто сейчас является потребителем произведений искусства? Те же фирмы, но теперь они уже лишены амбиций создавать собственные коллекции и, как правило, приобретают картины для подарков. Обратите внимание: практически на любом юбилее львиную долю подарков составляют полотна местных мастеров. Что касается частных коллекционеров, то их количество, увы, невелико.

Самые популярные жанры из покупаемых - пейзажи и натюрморты, ими проще всего украсить квартиру или офис. Живопись эта качественная, потому что на арт-рынке Казани представлены в основном работы казанских мастеров, в большинстве случаев - выпускников Казанского художественного училища имени Н.Фешина, где традиционно хорошо “ставят руку”.

Разброс цен - от двух тысяч за небольшую работу до пятнадцати-двадцати за полотно “раскрученного мастера”. Есть художники, которые назначают за свои работы и гораздо большую цену, но, как говорится, мечтать не вредно. Впрочем, здесь можно дать совет тем, кто собирается приобретать живопись или графику: постарайтесь связаться непосредственно с художником и купить работу у него в мастерской. Покупка обойдется вам на четверть дешевле. Накрутки, которые бывают в салонах, не такие уж маленькие.

Кстати, если общаться непосредственно с художником, можно обговорить тему и сюжет, и полотно вам сделают на заказ, картину это не удорожит. Сейчас модно заказывать портреты, цены на которые начинаются от 5-6 тысяч.

Вообще же, вспомним банальную фразу о том, что “спасение утопающих - дело рук самих утопающих”, пока сами художники не проявят заинтересованность в активном арт-рынке, пока не возьмут дело в свои руки, художественная жизнь в городе будет не особенно яркой. И картины продавать будет нелегко.
9
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии