Время и Деньги
22.10.2003 Общество

Еще не потерянный друг

Насчет того, почему бы не реанимировать - вопрос не к редакции “ВиД”, а к властям РТ, а вот с тем, что Казахстан может кое в чем послужить примером, трудно не согласиться. Так получилось, что недавно в Астане побывал наш коллега Алексей ШАХОВ, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию его путевые заметки.

Побывав в Казахстане, я пришел к выводу, что мы практически ничего не знаем об этой стране. В лучшем случае кто-то из представителей старшего поколения вспомнит про Семипалатинск, Байконур и Медео.

А для подавляющего большинства российских граждан сегодняшний Казахстан - белое пятно.

Между тем рядом с нами находится огромная, богатая и динамично развивающаяся страна. Страна, которой на самом деле удалось провести в жизнь серьезные экономические реформы. Страна, которая давно и заинтересованно смотрит на Россию, видя в нас не “большого брата” и не пресловутый “центр”, но равноправного партнера.

Насчет равноправности, впрочем, еще надо подумать. Во всяком случае, Казахстан располагает сегодня банковской системой, отвечающей принципам Базельского комитета, чего в России пока что нет, и лучшим по сравнению с нами международным кредитным рейтингом; Казахстан сопоставим с Россией по территории, площадям земельных угодий, объемам и разнообразию полезных ископаемых - от нефти, газа до редкоземельных металлов...

Словом, эта страна - реальный фигурант мировой геополитики, что осознали, например, США, выстраивающие политику проникновения и долгосрочного присутствия в регионе, но... не осознает, кажется, Россия.

Увы, мы все еще недостаточно прагматичны, по-прежнему в первую очередь смотрим за тридевять земель, не очень стремясь разглядеть то, что находится у нас под боком. Между тем именно прагматика лежит в основе всех реформ Казахстана и является краеугольным камнем его внутренней и внешней политики. Пока остальные государства бывшего СССР, вкусившие нежданной независимости, упоенно проводили время в словесных баталиях о политической сущности демократии, Казахстан неутомимо и сосредоточенно создавал экономическую базу сегодняшнего успеха. Возможно, здесь проявилась ментальность казахстанского народа, сочетающая западную рациональную логику и восточную иррациональную способность к постижению сути целого, без попытки раздробить его на существенные и несущественные части. Так или иначе, сегодня прагматизм Казахстана воздается ему сторицей.

Конечно, на начальном этапе не обошлось без издержек. Как и повсюду, начало реформ сопровождалось обильным ростом числа коммерческих банков. На сегодняшний день их осталось всего лишь 35. Выжили и успешно развиваются сильнейшие.

На фоне европейской стагнации, непонятных тенденций в экономике мирового локомотива - США - и вялотекущего азиатского кризиса, Казахстан, с его приростом ВВП на 22 процента за 2 последних года выглядит очень привлекательно для инвесторов, а если перевести оценку в бытовую плоскость, то и для собственного населения.

Начнем с того, что касается или рано или поздно коснется каждого из нас - с пенсионного обеспечения. По поводу того, как реформировать эту сферу, в России ломают копья по сей день, а между тем положительный опыт, так сказать, рядом.

В Казахстане пенсия и пенсионный счет для каждого гражданина трудоспособного возраста - это реальные деньги, которые можно увидеть, посчитать, завещать близким, получить на руки при переезде на постоянное место жительства в другую страну. Молодой казахстанец, поступая на работу после института, твердо знает, что с первого же месяца он работает на свою собственную пенсию.

Пенсионный счет здесь - обязательный атрибут каждого гражданина. И пополняется он из трех источников: за счет обязательного социального 21% налога, обязательных отчислений в размере 10% заработной платы (их платит предприятие-наниматель) и добровольных вкладов владельца счета. Причем, если последние достигают 10 минимальных окладов, то они освобождаются от налогообложения.

Пенсионные средства населения аккумулированы на счетах 15 пенсионных фондов, 14 из них частные и один государственный. И, кстати, по законодательству государство не имеет права претендовать на пенсионные фонды даже в случае дефолта. Так что за свое будущее, и за свою пенсию жители соседнего государства, увы, гораздо более спокойны, чем мы с вами.

Сегодня на пенсионном счету у среднего казахстанца находится в среднем 120000 тенге (около 800 долларов). Конечно, деньги не слишком большие, но новая пенсионная система только-только начала действовать и эти счета будут многократно увеличены.

Очень разумным видится и подход государства к сохранению пенсионных денег. Изъятие денег с пенсионного счета не может осуществляться до наступления пенсионного возраста. И это правильно. Текущее потребление не должно наносить ущерб накоплению. Что лучше: срывать с дерева маленькие кислые зеленые яблочки, или дождаться, пока они станут большими и нальются спелым соком? Ответ очевиден.

Теперь о налоговой системе. Как говорят сами казахские друзья, у них она напоминает систему ирригации (образ особенно актуальный в условиях засушливых казахстанских степей), когда земледельцы очень строго следят за тем, чтобы не взять из реки, питающей арыки, больше, чем она может дать, не иссушить источник. Правительству Казахстана удалось избежать раздувания бюджетных расходов, добившись их социально значимого использования. При этом в максимальном объеме развиваются государственные программы (социальные, военные, экономические), приоритетные отрасли производства, но бюджетные доходы формируются не посредством повышения налоговых ставок, а через постоянное расширение круга налогоплательщиков.

“Не надо нам льгот, дайте нам твердые правила игры, которые не будут меняться”, - сказал как-то в сердцах один известный российский предприниматель. Казахстан на сегодня может похвастаться именно этим. Да, для этого понадобились годы и принятие многочисленных поправок и двух законов. Но и результат налицо: ставка рефинансирования Национального банка Казахстана - 8%, против наших 21%. А подоходный налог варьируется в зависимости от уровня дохода и для абсолютного большинства населения страны не превышает 10%. В отношении предприятий действует продуманная система льгот, приводящая к тому, что вести бизнес “вчерную” становится элементарно невыгодно. И неслучайно наполняемость бюджета за счет налогов составляла 70% еще в 1998 кризисном году. Так же, как закономерен и тот факт, что более 90% заработной платы в стране выплачивается официально. (А значит, возвращаясь к теме пенсионного обеспечения, пенсия начисляется с реальных доходов, а не с того, что в ведомости.) Можно долго рассказывать о результатах и успехах экономических реформ в Казахстане. И о том, какие выгоды от реформ получили люди - такие же, как и мы с вами.

Можно рассказать, как мой ровесник, молодой человек, легко и легально берет кредит на покупку жилья в банке под залог своего пенсионного счета, а я и рад бы - но только какой же банк мне даст кредит, против 900 рублей официальной зарплаты? Или о том, что Астана - совершенно европейский город - чистый, ухоженный, отлично освещенный, изобилующий новыми дорогими автомобилями и приветливыми людьми. Или о горном курорте Чимбулак с великолепными, ничуть не хуже альпийских, горнолыжными трассами. Но принципиально важно подчеркнуть другое: пока мы все говорили о реформах, Казахстан эти реформы делал.

Да, может быть, не все настолько радужно, как мне увиделось за эти несколько дней. Да, и у Казахстана есть свои проблемы. Речь не о том, что Казахстан - воплощенная утопия. Речь о том, что нам пора повернуться к нашему соседу лицом, не стесняться перенять то лучшее, что есть у него, и поделиться тем, что накопили мы. Этот сосед по-прежнему гостеприимно ждет нас и заинтересован в нас гораздо больше, чем все эти далекие и зыбкие евросоюзы.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии