Время и Деньги
21.10.2003 Общество

Гнездо ваххабизма или угнездившиеся раздоры?

Что случилось - раскрыт заговор, направленный на подрыв межнационального и межконфессионального согласия и российской государственности в целом, или дело в чем-то другом?С этим вопросом мы обратились к муфтию Татарстана Гусману хазрату Исхакову.

- Такие выступления муфтия Таджутдина для нас не новость, - сказал Гусман-хазрат. - Фактически то же самое он повторил и на презентации Координационного центра Северного Кавказа в Москве, на которой заместитель начальника аппарата Президента России Владислав Сурков обсуждал с 13 российскими муфтиями проблемы мусульманского образования в нашей стране. Однако должен заметить, что на знающих людей, в том числе и на господина Суркова, инвективы Талгата Таджутдина не произвели впечатления - они понимают, что в основном такие обвинения продиктованы завистью муфтия к успехам татарстанских коллег, прежде всего как раз в сфере постановки правильного религиозного образования, которое, по моему убеждению, и является лучшим потивоядием против всяких религиозных “измов”, в том числе и ваххабизма. Сегодня в России центром такого образования и воспитания становится Казань. За исключением Северного Кавказа, где свои традиции и свои мусульманские вузы, в России нет ни одного учебного заведения такого уровня, как Российский исламский университет, ректором которого я имею честь быть. Сейчас в нем обучаются 180 шакирдов восьми национальностей из 22 регионов. Они изучают наряду с духовными светские науки. Здесь преподают ученые казанских вузов - лингвисты, историки, педагоги, психологи из КГУ, КГПУ, в числе преподавателей - председатель Комитета по делам религии Р.Набиев.

- Напомню, - продолжил Гусман хазрат Исхаков, - что гостями нашего вуза были председатель Совбеза РФ Владимир Рушайло, министр по делам национальностей Владимир Зорин, работники аппарата Президента России, представители российской ФСБ... И впечатления у всех одни: вот такими и должны быть духовные вузы. Здесь созданы все условия для подготовки современных религиозных деятелей. Наш университет котируется во всех мусульманских диаспорах, чего не скажешь, например, об институте имени Ризы Фахретдина, который создан в Уфе. Студенты этого вуза жалуются на качество преподавания, срывы занятий, пытаются перевестись в наш университет. Конечно же, это задевает самолюбие Талгата-хазрата.

Вместо того, чтобы заниматься делами своей уммы, он окружил себя кучкой хазратов, за которыми нет ни приходов, ни объединений верующих. Собственно, они никого не представляют, зато практически на каждого у Талгата-хазрата собран “компромат”, вот они и пляшут под его дудку. Но на полемику с ним жаль тратить силы, у нас и без того есть чем заняться. Я живу в своей республике, среди своего народа, для него тружусь, ощущаю поддержку наших властей, такая жизнь, на мой взгляд, и есть счастье. В верховные российские муфтии, в отличие от Талгата Таджутдина, не рвусь, поскольку отлично понимаю, что платить за это придется дорогой ценой. А вот до Талгата-хазрата все никак не дойдет, что его время ушло безвозвратно, и он одну за другой предпринимает попытки собрать российских мусульман под свое крыло. Но люди стали за эти годы намного информированнее и независимее, и навязывать им такого муфтия, значит, растерять верующих.

Анализируя ситуацию, Гусман-хазрат говорит лишь о том, что лежит на поверхности. Но прослеживаются и скрытые мотивы поведения уфимского муфтия. Разумеется, это лишь предположения, но весьма похожие на правду. Такое впечатление, что в центре, тасуя мусульманскую “колоду”, никак не определятся с тем, кто пригоден на роль “короля”. Имя Талгата Таджутдина слишком обросло скандальными сплетнями и слухами, чтобы восприниматься рядовыми верующими. Равиль Гайнетдин, столь представительно выглядящий на различных презентациях, недостаточно активно помогает регионам и потому пользуется влиянием больше в пределах Садового кольца. Третьей кандидатуры пока нет. Гусман-хазрат, при всей его энергии, в этом качестве не рассматривается именно потому, что он муфтий Татарстана, республики, претендующей на суверенитет. Вот и мелькают на телеэкранах по очереди - то Талгат-хазрат, то Равиль-хазрат, а время между тем идет...

На самом деле от содержания и дальнейшего становления российского ислама, от того, кто станет его лидером, зависит будущее России. И не решается эта проблема непростительно долго.

2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии