Время и Деньги
12.01.2007 Культура

Мажорный аккорд

Как и прогнозировалось, самым удачным спектаклем Шаляпинского фестиваля стала постановка Алексея Степанюка “Аида”.

Пронесшаяся над средней полосой метель чуть было не спутала карты устроителей фестиваля - на сутки в Казань опоздала исполнительница партии Аиды Адина Аарон из США, певица вышла на сцену почти без репетиций, только успев посмотреть премьерную запись спектакля. Не прилетел в срок исполнитель партии Радамеса Калуди Калудов, на мой взгляд, - к счастью. Калудов, конечно, обладатель красивого тенора, в чем мы убедились на гала-концерте, но его невысокая фигура рядом с рослой Ириной Макаровой (Амнерис) выглядела бы комично. Калудова заменил Ахмед Агади, блестяще отработавший нынешний фестиваль и все более и более становящийся кумиром казанской публики. Глядя на Агади, можно было поверить в существование треугольника Аида - Радамес - Амнерис.

Спектакль Степанюка, поставленный в последний год прошлого века, не утратил премьерной свежести - вот что значит грамотная режиссура и четко простроенная концепция. Степанюк ставил о любви - неземной, не ищущей выгоды, любви, за которую идут на смерть, потому что жизнь без нее - в тягость. Главная жертва в этой концепции Амнерис, а не Аида и Радамес, потому что ей предстоит пытка жизни без чувства. Ей теперь суждено засыпать и просыпаться с именем Радамеса на устах. Странная сюжетная коллизия, ведь для Амнерис было достаточно взмаха руки, чтобы устранить рабыню-соперницу. Почему она его не сделала?.. Верно замечено, что персонажи опер Верди - все немножко мазохисты.

В фестивальной “Аиде” блистали Ирина Макарова, Ахмед Агади и Михаил Казаков. Афроамериканка Адина Аарон и чернокожий исполнитель партии Амонасро Деррик Лоуренс не потрясли сильными глоссами, зато оказались классными актерами. Кстати, Аарон дебютировала на оперной сцене именно в партии Аиды, и было это в спектакле Франко Дзефирелли в театре Верди. Очевидно, мастер хорошо выстроил с певицей драматическую составляющую образа.

Завершился фестиваль по традиции двумя гала-концертами в постановке шефа казанской оперы Гюзель Хайбуллиной. В субботу шла прямая трансляция концерта по каналу “Культура”, вел действо оба вечера Святослав Бэлза. Благодаря поддержке правительства РТ и мэрии Казани в этом году на гала-концерты смогли пригласить солистов иного уровня. В концертах принимали участие Паата Бурчуладзе и Владимир Огновенко, Ильдар Абдразаков и Ольга Бородина, о приглашении которых в прошлые годы нельзя было даже мечтать. Это все “звезды” первой величины, и гонорары, соответственно, у них звездные.

Сцена была оформлена живыми цветами и свечами, оркестр находился на сцене. На дирижерском подиуме сменяли друг друга Виктор Соболев и получивший титул главного приглашенного дирижера маэстро Марко Боэми из Рима. Особенно впечатлило начало концерта, когда шла увертюра из “Тоски”, а на задник проецировались виды Рима, где происходит действие этой драмы. Не менее сильной была сцена из “Турандот” в исполнении Марии Лапиной из Большого театра и Ахмеда Агади, а также хора. Восторг зрителей вызвал фрагмент из “Дон Жуана” Моцарта, где перед публикой и главным героем в исполнении Эдуарда Цанги из Мариинки продефилировали казанские красавицы.

Концерт, на котором в воскресенье присутствовал Президент РТ с супругой, превратился в настоящее действо, где солисты щедро делились музыкальными приношениями Федору Ивановичу Шаляпину, имя которого и собрало в Казани столько оперных “звезд”.
13
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии