Время и Деньги
23.02.2003 Культура

Шоу писал о России?

- Михаил Вартанович, почему такой нестандартный выбор пьесы? Ведь Шоу сейчас не самый кассовый драматург.- Когда Александр Славутский предложил мне постановку, я с радостью согласился, потому что в России есть несколько театров, которые на слуху, Качаловский один из них. Он как цитадель, со своими вековыми традициями, со стабильностью. Я предложил ряд пьес к постановке, но мы остановились на Шоу, которого я в свое время ставил в Москве, в Ермоловском театре. Главные роли в той постановке исполнили Всеволод Якут и Александр Михайлов. Шоу хороший автор, давно не идущий, незаслуженно забытый. Сейчас, приступив к этой постановке, я все время обращаюсь к той, московской, там по молодости какие-то вещи я не додумал, не учел, был неправ. Надеюсь, что не повторю прежние ошибки.

- О чем будет ваш спектакль?

- О потере смысла жизни, о том, что человек на каком-то этапе выясняет: многое утеряно. Нет равновесия. “Не на той улице жил”, как Егор Булычев. Человек пытается все восстановить, загладить, но не получается, потому что время не то, возраст не тот. И начинается драма.

- Кто занят в вашей новой постановке?

- Светлана Романова, Геннадий Прытков, Михаил Галицкий, Ирина Чернавина, Галина Ишкова, Юрий Федотов, Мария Шепелева, Василий Фролков, Вадим Кешнер. Кроме двух актеров, все исполнители играют в одном составе. Два Гамлета в одной труппе - это много.

- Чья сценография предполагается?

- Александра Патракова.

- Когда планируется премьера?

- Думаю, что в конце марта. Я уеду, и до моего возвращения работу продолжит мой ассистент Илья Славутский. Пока идет застольный период - мы очень подробно разобрали пьесу. Она очень сложная психологически, люди говорят одно, думают другое, поступают иногда вопреки тому, что сказали. Тем более что пьеса была навеяна Шоу фантазиями на русские темы, он написал “Дом, где разбиваются сердца” под впечатлением чеховского “Вишневого сада”. Конечно, по сюжету и характерам нет ничего общего, но все, что происходит, вся эмоциональная структура пьесы построена как фантазия в русском стиле на английские темы. Мы не будем пытаться играть англичан.

- А чем вы занимаетесь в Москве?

- Я декан режиссерского факультета РАТИ и профессор кафедры мастерства актера. Ставлю спектакли. Я сам выпускник ГИТИСа, ученик Туманова, который, если вы помните, был педагогом в студии у Станиславского.

- Вы посмотрели спектакли качаловцев?

- Да, они интересны по репертуару, труппа технически и творчески оснащена, она может решать непростые режиссерские задания. Мне кажется, театр сейчас находится в стабильном периоде своей жизни.

- Вам часто приходится видеть провинциальные театры?

- Очень, я много ставлю в провинции. Перефразируя известное выражение Толстого, могу сказать: все театры сейчас несчастливы одинаково. Несчастливы из-за отсутствия денег. Вторая проблема - сложности с формированием труппы. Если в городе есть училище или институт, можно пополнить труппу, если нет - уже проблема. Основная масса театров страдает из-за этого, потому что система распределения выпускников сейчас отсутствует. Выпускники столичных вузов готовы зацепиться в любом подвале, только не ехать в провинцию. Выходит, что мы готовим кадры только для Москвы. Все же спонтанно возникающие театральные школы в провинции порождают много вопросов - кто в них учит, каково качество образования?.. Бедные режиссеры провинциальных театров вынуждены брать к себе плохо обученных актеров, которых надо переучивать заново. Отсутствие квартир в провинции, мизерные постановочные деньги - все это не улучшает состояние театров. Качаловский театр всего этого счастливо избежал - когда открывается занавес, видна общая культура постановок.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии