Время и Деньги

Суд не поверил в серийное мошенничество

Вахитовский райсуд вынес приговор казанцу Шамилю Султанову, обвинявшемуся в совершении серии мошенничеств. Хотя по документам Султанов работает бухгалтером, в правоохранительных органах его считают профессиональным мошенником. Мужчину уже не раз пытались привлечь к уголовной ответственности, однако все дела против него неизменно прекращались еще до суда.

Вместе с Султановым на скамье подсудимых оказался его компаньон Рашид Голяков. Мужчины познакомились в 2004 году на дне рождения одного из казанских криминальных авторитетов. Правда, вскоре они едва не поссорились.

В то время Голяков помогал своему приятелю, продать “шестисотый” Мерседес. Узнав об этом, Султанов попросил у Голякова дать ему покататься на Мерседесе. Не подозревая дурного, тот отдал ключи от машины. Однако ни через два часа (как обещал Султанов), ни на следующий день Мерседеса Голяков не увидел. Лишь спустя полгода автомобиль был обнаружен в Сочи. Его новым хозяином к тому времени стал какой-то грузинский “вор в законе”.

Впрочем, отношения между Султановым и Голяковым не испортились. Напротив, Султанов поставил его директором своей фирмы “Драйв-люкс” (хотя по документам у фирмы были другие хозяева, следствие полагает, что ее деятельностью руководил Султанов), после чего, по мнению следствия, мужчины стали заниматься мошенничествами вместе. Правда, продлилось их сотрудничество недолго. Они нарвались на предпринимателя Валерия Алексеева, благодаря которому в конце концов были арестованы.

По словам Валерия Алексеева, с Голяковым и Султановым он познакомился в конце 2004 года, когда собирался наладить в Казани производство металлочерепицы. Сначала на Алексеева вышел Голяков и заявил, что готов продать ему необходимое оборудование. Он продемонстрировал предпринимателю финское оборудование (стоявшее на базе ОАО “Тимер” в селе Столбищи), а также документы на него (позже оказавшиеся фиктивными). Согласно договоренности, Алексеев должен сделать предоплату в 300 тысяч рублей, затем взять кредит под залог оборудования и передать Голякову оставшиеся 4,2 млн рублей.

Алексеев дал Голякову задаток и получил от него и подключившегося к тому времени к переговорам Султанова техническую документацию на оборудование и договор купли-продажи. С этого времени Султанов стал звонить Алексееву и требовать быстрее перечислить деньги, поскольку оборудование якобы могло уйти другому покупателю. Во время одной из встреч Султанов даже пообещал посадить Алексеева в подвал, если тот не перечислит деньги.

Предприниматель уже готов был взять в банке кредит, как совершенно случайно выяснил, что оборудование в действительности принадлежит ОАО “Тимер” и ни Голяков, ни Султанов не имеют к нему никакого отношения. Однако было уже поздно. Вернуть задаток Алексеев так и не смог, и через несколько месяцев был вынужден обратиться в правоохранительные органы.

После этого Султанова и Голякова арестовали. Уже в ходе следствия удалось установить их причастность к целой серии преступлений.

Оказалось, что незадолго до истории с Алексеевым Султанов, по версии следствия, использовал то же самое оборудование для еще одной аферы. На этот раз его жертвой стал прежний директор “Драйв-люкс” Эдуард Елин. Султанов пригласил Елина к участию в совместном проекте в производстве металлочерепицы. Для этого от Елина требовалось внести часть задатка за оборудование - 100 тысяч рублей. Такой суммы у компаньона не оказалось, и тогда по совету Султанова мужчина заложил собственную квартиру. Однако, получив у Елина деньги, Султанов забрал их себе, предоставив компаньону самому выкупать заложенную квартиру. Вдобавок через некоторое время Султанов еще и избил Елина. Приехав как-то к нему домой, он потребовал, чтобы тот немедленно отправился с ним на какую-то встречу. А когда коммерсант отказался (ему нужно было ехать на похороны друга), Султанов сломал ему челюсть.

Одним финским оборудованием мошенничества Султанова не исчерпывались.

Например, в ходе предварительного следствия было установлено, что в 2003 году он вызвался помочь знакомому коммерсанту купить по выгодным ценам абсорбент с ОАО “Нижнекамскнефтехим”. Несколько раз Султанов с доверенным лицом коммерсанта ездил на “Нижнекамскнефтехим” якобы договариваться о поставках и даже отправлял оттуда в Казань фиктивные письма от имени руководства предприятия. В конце концов коммерсант передал Султанову 600 тысяч рублей, после чего тот скрылся.

Еще нескольким знакомым Султанов предлагал поучаствовать в покупке особо ликвидных акций крупных российских компаний. Предложения он делал людям, мягко говоря, небогатым. Поэтому, чтобы достать необходимые средства (300-400 тысяч рублей), Султанов предлагал им заложить квартиру. И даже находил людей, готовых ссудить необходимую сумму. Для них у него, кстати, тоже была своя история. Одной состоятельной даме Султанов, например, заявил, что знакомому нужны деньги, чтобы откупиться от бандитов.

Предприятие по скупке акций заканчивалось тем, что партнеры Султанова теряли и деньги, и жилье. Один из них, кстати, и по сей день живет на улице, а другой умер в полной нищете.

Всего по итогам расследования, которое вело ГСУ МВД Татарстана, Султанову и Голякову были предъявлены обвинения по 11 эпизодам (в правоохранительных органах не исключают, что речь может идти о куда большем количестве мошенничеств, но потерпевшие просто боятся заявлять о них). Впервые уголовное дело против Султанова удалось не только расследовать, но еще и довести до суда.

Однако приговор, вынесенный Вахитовским судом Казани, шокировал и потерпевших, и сотрудников правоохранительных органов. Хотя представитель гособвинения просил назначить Султанову с Голяковым 7 и 5 лет реального лишения свободы, подсудимые получили по четыре года условно и были освобождены из-под стражи прямо в зале суда.

Из всего объема предъявленных обвинений суд нашел доказанными лишь два - по эпизоду на каждого. По остальным подсудимые были оправданы ввиду отсутствия состава преступления. Кроме того, суд обнаружил в деле массу смягчающих обстоятельств. В частности, указал на то, что Султанов положительно характеризуется по месту жительства, имеет постоянное место работы и раскаялся в содеянном.

В итоге прокуратура и потерпевшие обжаловали приговор в Верховном суде Татарстана. По версии работников Вахитовской прокуратуры, суд не дал оценки материалам дела, из которых следовали совершенно иные выводы. Так, например, хотя суд пришел к выводу, что Султанов раскаялся, однако он так и не возместил ущерб потерпевшим. Суд не только не учел показания многочисленных потерпевших и свидетелей обвинения, но еще и проигнорировал весьма важные характеристики на Султанова от его участкового и сотрудников следственного изолятора. Из последней вообще следовало, что арестант подбивает сокамерников к неподчинению требованиям администрации. Кроме того, по мнению работников правоохранительных органов, в действительности Султанов не имеет постоянного места работы (поскольку фирма, в которой он числился бухгалтером, не ведет никакой деятельности), и “фактически живет на доходы, получаемые в результате совершения мошенничеств, за что неоднократно привлекался к уголовной ответственности”.

Планируется, что кассационное представление прокуратуры будет рассмотрено на следующей неделе. “ВиД” сообщит о результатах.
26
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии