Время и Деньги

Есть такая профессия - "заказ" исполнять. Листьев, Холодов, Старовойтова, Хлебников, Политковская, Козлов… Кто следующий в списке киллеров?

В середине 90-х Россию захлестнула волна заказных убийств, жертвами которых становились, в основном, новоиспеченные предприниматели и представители криминального мира. В киллерах тоже недостатка не наблюдалось - их в лице профессиональных военнослужащих-снайперов в почти неограниченных количествах поставляла Чечня, Абхазия и Афганистан. Но шли годы, бывшие бандиты занялись бизнесом и научились решать проблемы цивилизованным путем. Однако спрос на профессиональных убийц по-прежнему высок, несмотря на то, что к физическому устранению конкурентов сегодня прибегают лишь в самых крайних случаях. Мы попробовали составить обобщенный портрет "киллера нашего времени".

Кто.

Исполнителей заказных убийств можно условно разделить на две категории: высококлассные мастера и дилетанты. К первым относятся бывшие военнослужащие, прошедшие спецподготовку и обладающие навыками оперативной работы. Здесь достаточно вспомнить "киллера №1" Сашу Македонского (Александр Солоник) и знаменитого палача "ореховских" Сашу-Солдата (Александр Пустовалов), который впоследствии стал убийцей Солоника. Сюда же можно отнести и завершивших спортивную карьеру биатлонистов. Так, одно время председатель российской федерации биатлона Александр Тихонов проходил чуть ли не исполнителем устранения небезызвестного авторитетного предпринимателя Отари Квантришвили. Напомним, что Отари был убит снайперским выстрелом с крыши дома.

Одно время также ходили слухи о женской киллерской бригаде - биатлонистках из Прибалтики. Якобы они приезжали в нужный город, отрабатывали заказ и спокойно возвращались назад. Впрочем, эта версия не нашла подтверждения.

Отдельная тема - службы безопасности, существующие сегодня во многих серьезных организациях. Увы, есть данные, что киллеры есть и в этих специальных подразделения. На подобную работу обычно идут бывшие сотрудники силовых структур, причем основным критерием отбора является умение кандидата держать язык за зубами - в этом случае информация дальше исполнителя, как правило, не идет. Как и у любого профессионала, у наемных убийц существует своя система безопасности и свои приемы работы. По словам известного московского адвоката Валерия Карышева, в свое время Александр Солоник, будучи его подзащитным, поделился собственной техникой выживания. Например, Саша Македонский никогда не пользовался лифтом. Кроме того, он не хранил оружие в той же квартире, где жил, - для этой цели Солоник снимал жилплощадь по соседству. Это, кстати, в 1994 году спасло его от ареста - когда его в первый раз приехали брать, он перелез со своего балкона на балкон соседней, снятой им же, квартиры и по березе спустился с другой стороны дома. Кроме того, "киллер №1" всегда оставлял в своей квартире определенные "маячки", благодаря которым мог по возвращении определить, не побывали ли у него дома незваные гости.

Профессиональный убийца всегда заботится о надежном оружии. Для переговоров же с заказчиком у него обычно используется посредник. В совокупности с посредником от "клиента" это образует целую цепочку, в которой выпадение одного звена гарантирует безопасность остальным. Гонорар киллера составляет, по некоторым данным, от 10 до 30 тысяч долларов. Сумма устанавливается в зависимости от общественного положения жертвы и от того, сколько времени после совершения убийства исполнителю придется провести "на дне". Впрочем, в наше время "крутые" киллеры предпочитают работать под прикрытием серьезных структур и получать там, в ожидании очередного заказа, стабильную ежемесячную зарплату.

Так как профессиональные убийцы стоят очень дорого, есть спрос и на неквалифицированных исполнителей. Они обычно не торгуются и могут осуществить заказ за 300-500 долларов. Но здесь всегда велик риск для заказчика преступления - если киллер попадает в руки правоохранительных органов. Поэтому эта категория убийц, как правило, после окончания операции подлежит уничтожению.

Как

Способ устранения обычно выбирает сам киллер. Это зависит от того, насколько легко приблизиться к жертве. По словам оперативников, занимающихся раскрытием подобных преступлений, снайперы сейчас бывают востребованы крайне редко: в настоящее время мало кто использует серьезную охрану и, в большинстве случаев, желаемого результата можно добиться менее дорогостоящим путем - например, при помощи выстрела из пистолета или взрыва. Кроме того, существует специальная техника, позволяющая на расстоянии до 300 метров (предельная дистанция для выстрела из СВД) засечь притаившегося в засаде снайпера, что, соответственно, повышает риск для самого стрелка.

Можно еще организовать несчастный случай, но это будет стоить заказчику в несколько раз дороже, поскольку в России специалистов такого уровня буквально единицы.

В последнее время, по мнению сотрудников правоохранительных органов, профессиональные убийства совершаются группой лиц численностью 3-5 человек, где существует четкое распределение обязанностей. Задача подручных непосредственного исполнителя - отследить жертву и выяснить ее привычки, обеспечить отход убийцы после совершения акции, позаботиться об оружии, документах и принять прочие необходимые меры.

За что

Большинство заказных убийств напрямую связаны с деньгами. За ними следуют личные мотивы, - убийства на бытовой почве или из мести. Последние тоже случаются, хоть и нечасто.

На первом месте в списке жертв находятся банкиры. Последний яркий пример - убийство первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова. За финансовыми работниками следуют представители уголовного мира. Затем политики. Последних, кстати, убирают чаще опять же из-за финансов.

На четвертом месте стоят "ошибочные" убийства, когда жертвой становится человек, внешне похожий на "заказанного". И, наконец, идет так называемая "бытовуха", когда мужья, жены, дети и родители заказывают друг друга из-за имущества.

Следствие закончено, забудьте…

Как известно, заказные устранения раскрываются достаточно редко. На сегодняшний день так и остались нераскрытыми убийства Холодова, Листьева, Хлебникова, Политковской, - список можно продолжить.

Доказать заказное убийство очень трудно, равно как и принадлежность человека к организованной преступной группе. Не случайно бывший Генеральный прокурор Владимир Устинов как-то сказал в интервью, что большинство заказчиков по крупным убийствам следствию известны - вот только подобраться к ним невозможно. В ходе подготовки материала нам довелось пообщаться с представителями прокуратуры и поинтересоваться у них, на каком этапе находятся расследования самых громких (и не только) заказных убийств последнего времени? Ответ оказался предсказуем и неинтересен - ищем. Кого? Как? Даже по прошествии многих лет эти вопросы так и остаются без ответа. Возможно, просто нечего сказать?

Зато сейчас хорошо расследуются дела, связанные с покушениями. Например, заказчик нанимает киллера, а тот решает сыграть на обе стороны и приходит к жертве с предложением не выполнять заказ и назвать имя врага - за дополнительную плату, естественно. В большинстве случаев после подобного заявления напуганная жертва обращается в милицию, и организатора преступления отправляют за решетку. А киллер при этом получает минимальный срок или вообще проходит по делу как свидетель - за чистосердечное признание и активную помощь следствию.
22
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии