Время и Деньги
23.04.2011 ТВ и кино

Поцелуй бабушки

Любая телевизионная программа - это микст. Никогда невозможно заранее предугадать, что за передачи окажутся по соседству.

На этот раз с интервалом в день можно было узреть две истории: любви и игры.

Решив посмотреть широко рекламировавшуюся мелодраму “Поцелуй бабочки” с Сергеем Безруковым в главной роли, я обрекла себя на два скучных часа. Все вроде бы сделано по законам жанра: любовь, за которую героям ленты приходится бороться, жертвы, непонимание - все на месте, но скучно. Наше кино в поисках сюжетов начинает обращать внимание на людей нетривиальных профессий: он занимается промышленным шпионажем, она - нелегалка из Китая. У него приличное авто и достойные его апартаменты, а на службу он иногда летит по водной глади одного из питерских каналов на катере. У нее все гораздо хуже. В результате лихие люди решили покарать его и ее с ним заодно, герои удирают все на том же катере, который взрывается, и пламя красиво отражается в водной глади. Кажется, ни щепки не всплывет... Но ничего, и он, и она выныривают целехонькие, такое вот спасение на водах, просто не Безруков и китаянка, а Джеймс Бонд и его девушка. Правда, обаяние Бонда Безрукову сыграть не дано. Все это действо с кукольными страстями развивается на фоне роскошной архитектуры Северной Пальмиры.

Другая история тоже питерская и очень-очень старая. Ролан Пети поставил “Пиковую даму”, причем спектакль, идущий сейчас в Большом и показанный телеканалом “Культура”, разительно отличается от постановки этого же балетмейстера четвертьвековой давности, когда партию Германна исполнил Михаил Барышников.

Сейчас Германн - Николай Цискаридзе, Графиня - Илзе Лиепа, Лиза - Светлана Лунькина. Пети, мне кажется, по характеру игрок, не знаю, бывает ли великий балетмейстер в казино, но девиз “кто не рискует, тот не пьет шампанское”, явно его. Не любил бы риск, не взялся бы за две наши громады - Пушкина и Чайковского. Трудно французу совладать с нашим подсознанием.

Естественно, Пети отказывается от музыки к опере “Пиковая дама” и берет для работы Шестую симфонию, где меняет последовательность частей и уносит, например, скерцо в конец. Он взял запись Бернстайна, где нарочито замедлены темпы, тем самым приблизив действо к фантасмагории. Пушкин и Чайковский писали свои произведения незадолго до ухода из жизни, и влияние этого чувствуется, оно переходит и в балет Пети. Это холодок Танатоса, что веет от Графини, от статичных фигур на бале и от разгула в игорном доме.

Пети сказал о своем балете так: “Это коррида, в которой погибают и тореадор, и бык”. Нам предлагают ассоциации с “Кармен”? А почему бы нет?.. Тяга к бездне, что бы ни лежало в ее основе, имеет сходство. Хозе так же тянет к Кармен, несущей ему погибель, как Германна к игорному столу, к тайне Графини.

“Пиковая дама” Пети - это антипод одной из самых громких его постановок “Camera obscura”, во втором случае над пространством балета простирается власть любви, в первом - азарта. Тяги к игре, к игре как высшей власти над судьбой.

“Пиковая дама” в Большом сродни сновидениям нездорового человека. Она близка к галлюцинациям. Балет короткий - всего-то час пять минут, но все это время невозможно ни на минуту вырваться из его плена. Мрак и тайна - это так затягивает.

Николай Цискаридзе - Германн, пожалуй, исполнил одну из лучших своих романтических партий. Он легко преодолевает труднейшие па, придуманные для него Роланом Пети, он - как легкая щепка, попавшая в водоворот - Тайну, надменность и надлом - вот две основные краски, которые он использует. Не случайно после исполнения партии в этом балете Цискаридзе получил контракт в Гранд-опера в Париже.

Красавица Илзе Лиепа - Графиня не боится быть старой и некрасивой. В финале спектакля она появляется перед Германном, подобно ожившей статуе Командора, чтобы забрать грешника с собой в преисподнюю. Балетмейстер придумал для нее особую, какую-то паучью пластику, она словно оплетает и Лизу (эту чисто служебную в контексте постановки Ролана Пети партию исполнила Светлана Лунькина), и особенно Германна. В одной из картин ее костюм напоминает пиковую масть - в картах это значит смерть, болезнь, неприятности.

Что можно извлечь нового из сюжета, которому более полутора веков? Конечно, ничего, да и надо ли извлекать, придумывая эту новизну искусственно? Надо просто внимательно прочитать автора, что Пети и делает.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии