Время и Деньги
30.10.2003 Общество

Отрасли самостоятельно с проблемами не справиться

В чем же дело? Почему мы продолжаем мириться с этими недостатками и не устраняем их? Думаю, однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Потому что слишком сложные проблемы накопились в жилищно-коммунальном хозяйстве, в котором сосредоточена почти половина до предела изношенных основных фондов страны, потому что ЖКХ затрагивает интересы всего населения с известным уровнем его платежеспособности, потому что в ЖКХ нет заметных сдвигов в сторону рыночных отношений и много чего другого. Но тем не менее за последние год-полтора у нас произошли определенные подвижки в сторону разрешения проблем ЖКХ. Я имею в виду Постановление Правительства РФ № 797 от 17 ноября 2001 года, которое утвердило подпрограмму “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса” на 2002-2010 годы. В Государственной Думе в муках рождается закон о реформировании ЖКХ, у нас в республике совсем недавно утверждены “Основы государственной политики в области предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетным организациям”. Все эти документы имеют общее свойство - в них четко и ясно определены конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе реформирования ЖКХ: высокое качество коммунальных услуг, адресная социальная защита населения при их оплате, снижение нерациональных затрат.Вопрос в том, как этих целей добиться. Кто и что должен для этого сделать? Здесь есть составляющая, за которую целиком и полностью должны отвечать предприятия жилищно-коммунального хозяйства, их руководители независимо от форм собственности. Это эффективность использования имеющихся ресурсов, уровень организации труда на предприятии, и т.д. Думаю, нет необходимости расшифровывать круг обязанностей руководителя. Он хорошо известен. Мы должны их строго выполнять и отвечать за это. Кто не может этого делать, должен уступить место другому.

Но есть другая составляющая - определяющая внешние условия, в которых живут предприятия ЖКХ. Вот о них хотелось бы сказать подробнее на примере конкретного предприятия отрасли - ЗАО “Челныводоканал”.

Наше предприятие как закрытое акционерное общество создано в 1996 году. Основные его объекты - водозабор “Белоус” мощностью свыше 1 млн. кубометров воды в сутки, станция очистки воды мощностью более полумиллиона кубов питьевой и 300 тыс. кубов производственной воды, очистные сооружения по очистке 380 тыс. кубов стоков в сутки. В таком составе мы работали до 1 октября 2001 года. Поставляли воду КамАЗу, ТЭЦ, двум коммунальным предприятиям Набережных Челнов, а также “Татнефти”, которая затем транспортировала ее по своим водоводам и перепродавала 5 районам юго-востока республики.

Прошлый год мы закончили в целом неплохо, несмотря на неплатежи двух коммунальных предприятий Набережных Челнов. По итогам года получили 10 млн. рублей чистой прибыли, рентабельность составила 6,5%. В конкурсе Госстроя России мы получили Гран-при. Но уже в четвертом квартале прошлого года экономика предприятия начала давать сбои. Это произошло после того, как одно из коммунальных предприятий города - КУП “УРЭИК” - было ликвидировано как обанкротившееся и с 1 октября 2001 года нам на условиях аренды была поручена эксплуатация сетей водоснабжения и канализации северо-восточной части Набережных Челнов общей протяженностью более 800 км.

За 10 месяцев этого года убытки по эксплуатации этих сетей составили 33 млн. рублей. Бюджет компенсировал нам 8,4 млн., а 24,6 - повисло на нашем балансе. Это при том, что за этот период благодаря реализованным техническим мероприятиям при сохранении объемов производства нам удалось по сравнению с прошлым годом на 14 млн. квт.часов, или на 8%, сократить расход электроэнергии, за счет введения в действие узла повторного использования воды после промывки фильтров на 7,1 млн. кубометров, или на 5%, сократить забор воды в Каме, на 2 млн. рублей уменьшить затраты на покупку реагентов.

Этот пример убедительно свидетельствует о том, что существующие внешние условия, в которых находятся предприятия жилищно-коммунального комплекса, являются совершенно некорректными и заранее обрекают их на нищенское существование. Ведь пока мы работали по экономически обоснованным тарифам - 1,45 рубля за 1 кубический метр воды, расчеты с потребителями производили согласно показаниям счетчиков, наше предприятие было более-менее устойчивым и благополучным. Но как только мы вошли в чисто коммунальную среду с ее политизированными тарифами, неплатежами и ветхими сетями, оказались в числе претендентов на банкротство.

Другой пример. Наше предприятие, как и большинство других, в 1996-1998 годах было совершенно неплатежеспособно. Нам почти никто не платил за оказанные услуги, даже “Татнефть” плохо платила. Доля “живых” денег в объеме оплаченной продукции в 1998 году составляла 3,9%. Стоял КамАЗ, люди месяцами не получали зарплату, у нас ее задержка составляла до 4-5 месяцев.

В этих условиях, конечно, не платились и налоги, другие обязательные платежи. Но как только в 1999 году началось какое-то оживление, мы стали думать, как же нам быть. В первую очередь заключили соглашение с Пенсионным фондом. К маю 2001 года мы полностью погасили долг в сумме 9 млн. рублей и аккуратно платили текущие платежи. Но за нами числятся еще 12 млн. рублей пени. Для того чтобы их погасить, нам говорят: оплатите 15% от этой суммы, то есть 1,8 млн. рублей. Но их у нас нет и взять неоткуда. Мы считаем, что эти пени образовались не по нашей вине, поэтому не должны их платить.

Еще более сложное положение с налогами в федеральный бюджет. В марте 2001 года мы подали в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам заявление и соответствующие документы на реструктуризацию нашей задолженности согласно 1002-му Постановлению Правительства России от 3.09.2001 г. На дату подачи заявления наш основной долг составлял 21 млн. рублей и 13 млн. рублей - пени.

Наши документы рассматривались до ноября. За это время нам начислили еще 9 млн. рублей. И утвердили график погашения нашего основного долга на 6 лет - с 2001-го по 2006 год - и пени за 4 года - с 2007-го по 2010 год. За прошедшие с тех пор два года мы исправно платим как текущие платежи, так и платежи по графику, из 21 млн. рублей основного долга оплатили 7 млн. руб., кроме того 2 млн.руб. процентов. Ну а 22 млн. рублей пени ждут нас в 2007 году.

При таком положении трудно говорить о финансовом оздоровлении предприятия даже в перспективе. Наверное, когда коммунальное предприятие в течение уже длительного времени в полном объеме платит текущие налоги, аккуратно выполняет или уже выполнило графики погашения основного долга, оно может рассчитывать на освобождение от уплаты, не по его вине начисленных пени.

Сегодня стало признаком хорошего тона критиковать жилищно-коммунальные предприятия за рост тарифов. Действительно, суммы коммунальных платежей сейчас немалые. Например, стоимость услуг водоснабжения и канализации для городских жителей республики в домах со всеми удобствами составляют на одного человека 14 рублей в месяц, или 47 копеек в сутки.

Это при том, что согласно постановлению Правительства РТ стоимость для населения 1 кубометра питьевой воды и очистки такого же количества стоков определена в 1 руб. 68 коп. Для сведения могу сказать, что в Германии эти же услуги обходятся от 2 до 3 евро, то есть в среднем в 50 раз дороже, чем у нас. Поэтому там везде стоят счетчики, смывные бачки не протекают, мойки и раковины укомплектованы пробками.

Мы же, с одной стороны, проявляя заботу о малообеспеченных слоях населения и применяя принцип перекрестного субсидирования, только усугубляем и осложняем свои проблемы. Но ведь, с другой стороны, устанавливая низкие тарифы для населения, мы значительно повышаем их для других потребителей, в том числе для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые эту повышенную стоимость воды включают в цену своей продукции. В результате ежедневно покупая хлеб, молоко, другие продукты питания, мы все равно оплачиваем реальную стоимость воды. Но уже никак не можем повлиять на величину этой статьи своих расходов. Если же население само бы оплачивало фактическую стоимость воды, оно было бы экономически заинтересовано в устранении нерациональных потерь, установке счетчиков и т.д. Причем, по данным нашего предприятия, реальная стоимость услуг водоснабжения и канализации для одного городского жителя должна составлять в расчете на одни сутки 1 рубль 20 копеек против нынешних 47 копеек, или 36 рублей в месяц, - не такая уж большая сумма. Те же, кто не в состоянии оплачивать такую сумму, должны в установленном порядке обратиться за субсидиями на коммунальные услуги.

Ликвидация перекрестного субсидирования, по крайней мере в водоснабжении, давно назрела. И ее нужно проводить как можно быстрее. От этого выиграет и население, и бюджеты всех уровней, и промышленные предприятия.

В последнее время у нас в республике интенсивно готовятся практические шаги по реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Однако на некоторые правовые или, вернее сказать, методологические вопросы мы не получили ответа. На сегодня пока нет ясности в том, как будут строиться отношения между управляющими компаниями и предприятиями коммунальной энергетики, на чьем балансе будут находиться инженерные сети, как будет начисляться амортизация. Это особенно актуально для нашего предприятия, являющегося акционерным обществом, которое эксплуатирует городские сети на условиях аренды.

Нерешенным остается и вопрос дебиторской задолженности населения. Хотя в нашем городе создано общество ограниченной ответственности “Городской расчетный центр”, учредителями которого выступили все предприятия жилищно-коммунального комплекса, включая “Татэнерго”, и он неплохо работает, квартплата собирается в среднем на 97-98%, однако ранее накопившиеся долги населения не только не уменьшаются, но и продолжают расти каждый месяц на 2-3% - это мировой уровень. Если год назад по нашему предприятию долг населения составлял 14,1 млн. рублей, то сегодня он превышает 16 млн. рублей. Специального порядка списания этих долгов нет. А если их списать в обычном порядке, то это можно сделать только за счет прибыли, то есть дополнительных налоговых платежей. Эти потери не учитываются и при формировании тарифов. Говоря о принципах их формирования, необходимо отметить, что они по-прежнему совершенно не стимулируют снижение затрат. Это парадокс, но это так: чем лучше работаешь сегодня, тем хуже будешь жить завтра. Это мы чувствуем на собственном опыте.

И последнее, о чем я хотел бы сказать, - о престиже нашей работы, наших профессий, о привлечении молодежи в отрасль. Это, пожалуй, самая большая наша проблема. Какими бы совершенными ни были механизмы, оборудование, технологии, нужны люди, которые могли бы на них работать. Средний возраст работников нашего предприятия уже давно перевалил за 45 лет, а ведь наш город еще недавно считался молодежным. Сегодня практически невозможно найти молодых экскаваторщиков. В этом году мы решили восстановить уже много лет простоявший под забором наш единственный драгляйн, так машиниста для него в городе с более чем полумиллионным населением мы искали полгода. В конце концов нашли, но ему уже 57 лет. В большом дефиците высококвалифицированные газоэлектросварщики, слесари КИПиА, многие рабочие других профессий. Зато в городе много юношей и девушек, которые получили профессии юристов, экономистов и не могут найти себе работу. К сожалению, они уже настроили себя на поиск легких и больших доходов и вряд ли придут к нам на рабочие места. Мне кажется, государство совершенно зря самоустранилось от проблемы обучения и подготовки молодежи к трудовой жизни. Рынок рынком, в том числе и трудовой, но это не должно исключать определенную координирующую роль государства. Нам необходимо всячески пропагандировать важность и значимость профессий нашей отрасли, создавать условия, которые привлекали бы молодежь.

И вообще: следует помнить, что человек работает не для того, чтобы добывать нефть, строить самолеты и выпускать “КамАЗы”. Он работает, чтобы жить, и жить достойно, в хороших условиях. А эти условия для тех же нефтяников, химиков, машиностроителей создаем мы, работники жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому, думаю, мы должны гордиться своей профессией и не отступать перед трудностями.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии