Время и Деньги
26.01.2008 Общество

АНТ поддерживает РАН. Но идет другим путем...

Президент Академии наук Татарстана, академик Ахмет Мазгаров комментирует наделавший много шума отказ Российской Академии наук от модельного Устава РАН, разработанного Минобрнауки РФ. Этот документ фактически отдавал российскую науку в распоряжение чиновникам.

“Мы полностью поддерживаем коллег из РАН. Они отстояли право ученых на научное самоопределение, на научную свободу, - сказал Ахмет Мазгарович. - В РФ попытались над Академией поставить наблюдательный совет, состоящий, в основном, из чиновников, которые стали бы командовать имуществом и деньгами. Словом, предлагалось неудобное и унизительное для Академии управление”.

- Ахмет Мазгарович, но ведь в Президиум Академии наук Татарстана теперь также вошли чиновники, в чем разница?

- Мы сейчас работаем над новым Уставом, ведь за 15 лет, прошедших со времени основания АНТ, произошли большие изменения. И в этой работе нам очень помог устав, подготовленный РАН. 15 ноября на годичном собрании АНТ мы уже рассказали об основных изменениях. АНТ пошла своим путем, как это часто случается в Татарстане. Я считаю, что мы нашли оптимальный вариант слияния науки и экономики.

У нас Академией управляет Президиум, 25% которого составляют люди, направленные Президентом РТ, 51% - ученые, 24% - ректоры вузов, директора институтов, представители крупного бизнеса. Таким образом достигается гармоничное сочетание науки, власти и бизнеса в управлении. Кстати, нашей структурой заинтересовались и члены РАН.

- Но не получится ли так, что высокопоставленные чиновники заблокируют прогрессивные решения или, напротив, “протолкнут” противоречащие интересам научного сообщества?

- Не получится, ведь решения принимаются голосованием, а ученые составляют подавляющее большинство. Президиум собирался уже три раза, споры, безусловно, возникали достаточно резкие, но принципиальных столкновений не было. Все понимают, что АНТ должна работать на экономику республики.

- Видимо, попытка навязать РАН Наблюдательный совет вызвана тем, что это богатая организация, имущество которой - лакомый кусочек. А у АНТ есть что растаскивать?

- В собственности АНТ 8 институтов и научных центров со всем их имуществом. Но наша задача сейчас не просто их сберечь, а собирать вокруг себя научные учреждения. Мы планируем взять под свое крыло 7 научно-исследовательских институтов, а впоследствии и другие бесхозные НИИ хотим объединить под крышей АНТ. Поначалу Минземимущество хотело решить их судьбу просто: распродать собственность. Мы же стремимся сохранить науку в республике. Сейчас проводим мониторинг таких бесхозных институтов. Потом подготовим предложения, кого отнести к нашей структуре, кого передать предприятиям.

- Какие еще внесены изменения?

- Кардинально изменилась и формулировка цели деятельности Академии. Если раньше речь шла о “повышении уровня фундаментальных исследований по важнейшим направлениям развития науки” (очень расплывчатое определение, согласитесь), то в новом Уставе - о “ проведении ориентированных фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук и их координации в масштабах республики с вузами и другими научно-производственными центрами...”

- “Ориентированные фундаментальные исследования”, а как же быть со свободой научного поиска? Прежде институты делились на академические с их долгоиграющими целями и прикладные, решающие конкретные проблемы. А теперь на прикладные разработки нацелена целая Академия?

- Надо признать, что мы недостаточно богаты для фундаментальных исследований, определяющих науку на 1000 лет вперед. Для этого существует РАН с бюджетом в 30 млрд, 1500 академиками, 800 институтами. Для сравнения - бюджет РАН 30 млрд рублей, бюджет АНТ 180 млн рублей. Более того, для решения важных теоретических проблем сейчас зачастую объединяются мощные исследовательские центры богатых европейских стран, к примеру, создан Европейский центр исследований ядра. Не может сегодня человек делать большую науку в одиночку. Фундаментальные открытия сейчас совершают большие коллективы на современных приборах. Конечно, и у нас ведутся теоретические исследования там, где имеется соответствующая материальная база. Так, в ГИПО изучают гравитационные волны (дорогое удовольствие), а академик Кев Салихов работает над проблемой передачи информации от частицы к частице с помощью электромагнитных волн. Но в целом организовать масштабные фундаментальные исследования Татарстану не под силу. Чаще мы выдаем поисковые исследования и прикладные. Наша цель - сильная Академия, которая может самостоятельно решать многие проблемы.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии