Время и Деньги
26.02.2003 Культура

Подвижница

Мост в будущее недлинен, от актеров, даже знаменитых и почитаемых, остается действительно очень немного, как писал Александр Блок, которого мне недавно приходилось цитировать по этому же поводу, - “только программки да афиши, случайно сохранившиеся”. А память зрительская слаба, и хотя еще очень многие из зрителей и коллег помнят Ильскую, это уже не наши личные впечатления, а своего рода “секонд хенд” нашей и чужой памяти.Очень многое из жизни Ильской мы можем только домысливать, но, впрочем, если актер дает толчок зрительской фантазии, это хороший актер. Ильская пришла в театр в тринадцать лет - если следовать Шекспиру - возраст, когда надо играть Джульетту. Семья, в которой она выросла в Оренбурге, была, мягко говоря, несостоятельной. Тем более удивительна ее непреходящая страсть к сцене, которая словно диктовала ей, как поступать.

Девочку из Вероны она действительно сыграла, но значительно позже, когда по возрасту уже более подходила для синьоры Капулетти. Увы, театральное правило безжалостно, и хотя все понимают, что в пятнадцать играть Джульетту рано, нет мастерства, а в сорок поздно, не те чувства, но именно в сорок ее и играют. Ильская не стала исключением.

Но вернемся к истокам. Год Ильская проработала в труппе “Ширкат”, чтобы на будущий сезон уйти в знаменитый, давший начало татарскому профессиональному театру “Сайяр”. “Странник” много гастролировал, это были первые шаги татарских актеров в постижении профессионального мастерства, вряд ли кто-то в это время думал о развитии маленькой девочки Фатымы. К тому же время было нестабильное, на дворе шел 1916 год.

Буквально через несколько месяцев все изменилось - она оказалась в Средней Азии, в театре Ташкента, потом в театре политотдела Приволжской бригады Восточного фронта. Этот период мы целиком можем домыслить - наверняка играли для солдат, наверняка спектакли больше напоминали агитки. Но через это надо было пройти. И Ильская счастливо пережила этот не самый комфортный период своей жизни.

Эпохальное событие наступило в 1923 году: она стала актрисой Камаловского театра. После этого судьба уже не подносила никаких сюрпризов, дальше было только служение сцене, которое она осуществляла со всей страстью подвижницы.

Одной из самых значительных работ Фатымы Ильской в двадцатые годы была Луиза в “Коварстве и любви” Шиллера. Постреволюционные театры очень любили ставить эту пьесу, когда, не переписывая качественный текст, можно было вложить в сверхзадачу постановки революционные идеи. Шиллер словно написал свою драму по заказу все ниспровергающей в эти годы России. Если судить по воспоминаниям видевших спектакль, Ильская играла натуру страстную, действенную, имеющую собственное мнение. Чуть позже она столкнулась еще с одной ролью из сокровищницы мировой драматургии, сыграла Джульетту, о чем мы уже упоминали выше. И опять активное начало преобладало, ее героиня была не ведомой, а именно ведущей, она боролась за себя, отстаивая право на любовь и устройство своей жизни так, как ей хотелось.

Если судить по отзывам публики и сохранившимся театральным рецензиям, Ильская была актрисой синтетической. Ее репертуар - яркое тому подтверждение, Существуя в труппе на правах героини,она тем не менее прекрасно справлялась с ролями характерными. В “Женитьбе Фигаро” Бомарше “ (Сюзанна) реализован и комедийный пласт дарования актрисы. Журнал “Театр” писал об этой работе: “Все в ней свидетельствовало о свежем, ярком даровании: горячий темперамент, большая искренность, музыкальный голос и выразительная мимика”.

Вряд ли кто будет спорить, что в театре существует мода. В конце тридцатых модным драматургом считался Алексей Арбузов со своей пьесой “Таня”, и мало кто из театралов не слышал про игру Марии Бабановой в одноименном спектакле. Сейчас ее назвали бы культовой. Ставили “Таню” и в Казани, где образ главной героини воплотила Ильская. Она была по-детски наивной в первом акте, потерянной, буквально стертой горем во втором и сильной и независимой в третьем. Ильская показал как бы три женских характера, проследила духовный рост и становление своей героини.

Мировое театральное пространство едино, оттого в репертуаре татарской актрисы Фатымы Ильской было так много ролей мировой классики. Естественно, прославилась актриса и как создательница образов национального репертуара. Пожалуй, не было татарского драматурга, в пьесе которого она не исполнила бы одну из главных ролей.

Жизнь Фатымы Ильской была бедна и одновременно богата событиями, во всяком случае все, что с ней происходило, касалось театра. И, наверное, с годами благодарная зрительская память еще более романтизирует образ этой красивой женщины, главным делом жизни которой было служение сцене.

На снимке: такой была Ильская в роли Зухры.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии