Время и Деньги
06.02.2008 Общество

Трактор сгорел, а выход завалило. В Камскоустьинском руднике прошли учения Ростехнадзора

Учебно-тренировочное занятие “Действие горноспасательных служб при ликвидации аварии в подземном участке добычи ОАО “Камскоустьинский гипсовый рудник” провели в минувшую субботу на этом предприятии сотрудники Управления по технологическому и экологическому надзору (УТЭН) Ростехнадзора по РТ. Как и было запланировано, череда происшествий началась с “завала” перед выходом из штольни. Через пару часов поступило еще одно сообщение - в руднике горит трактор. Тишину рудника разорвала оглушительная сирена, здесь начали работать горноспасатели, а наверху, в заводоуправлении, заседал оперативный штаб.

Завал изображал груженый щебнем грузовик, а горящий трактор - урна с подожженным бензином. Несмотря на то, что причины аварии были оперативно, то есть в рамках временных нормативов, ликвидированы и никто из людей не пострадал, у руководителя УТЭН Ростехнадзора по Республике Татарстан и, одновременно, - руководителя этого учебно-тренировочного занятия Бориса Петрова все-таки нашлись замечания к работавшим в руднике службам.

То, что объектом учения стало именно это предприятие, в общем-то, неудивительно. Камскоустьинский гипсовый рудник (КУГР) - это, почти единственное горное предприятие в Татарстане. Поэтому проведение здесь учений, целью которых была проверка готовности к действиям по ликвидации последствий аварии на таком опасном производственном объекте, - дело вполне естественное.

Как сообщили “ВиД” в пресс-службе Ростехнадзора, за последние три года Управлением этой организации по РТ было проведено пять проверок состояния промышленной безопасности при ведении горных и взрывных работ и соблюдения требований по охране недр на ОАО “КУГР”. Всего же на всех опасных производственных объектах республики в 2006 году было проведено 6 тысяч 428 таких проверок, во время которых было выявлено 70 тысяч 746 нарушений требований промышленной безопасности и охраны недр. В связи с этим инспекторами УТЭН были привлечены к ответственности 1 тысяча 805 нарушителей требований правил и норм, а 1 тысяча 757 из них были подвергнуты штрафным санкциям. Общая сумма наложенных штрафов составила 4 миллиона 513 тысяч рублей.

А за три месяца этого года инспектора Ростехнадзора успели провести 1 тысячу 636 проверок соблюдения правил промышленной безопасности, в ходе которых было выявлено 16 тысяч 133 нарушения.

Камскоустьинский гипсовый рудник - одно из старейших предприятий. В новейшей истории разведочные работы здесь проводились с 1935 года, однако, как утверждают историки, гипсы Камского Устья добывались еще во времена булгарского ханства в VI - VIII веках.

Сегодня ОАО “Камскоустьинский гипсовый рудник” разрабатывает месторождение, которое имеет общую площадь 4 квадратных километра и запас гипса в 700 миллионов тонн. Условно месторождение поделено на три участка - северный, центральный и южный. Так как над северным участком располагаются жилой поселок Тенишево и производственные здания рудника, в настоящее время разрабатывается южный. Здесь применяется камерно-столбовая система разработки. Добыча производится буровзрывным способом, то есть рабочие сначала бурят в пластах гипса шурфы, а затем закладывают туда взрывчатку и взрывают...

Производство это почти безопасно - добывается здесь не пожароопасный уголь, а негорючий гипс. Но, как выяснилось чуть позже, учения проводились все-таки не зря. Ведь, к примеру, в ходе последней комплексной проверки Камскоустьинского рудника инспекторами Ростехнадзора в июне 2006 года здесь также были выявлены нарушения. Среди них были отмечены следующие: электрокабели в горных выработках проложены с недопустимыми провисаниями, в подземном гараже не укомплектован пожарный щит, не на всех самосвалах работают габаритные огни, несвоевременно проводится замена перегоревших ламп освещения.

Как уже было сказано, организатором прошедших в минувшую субботу учений стало УТЭН Ростехнадзора по РТ, но в состав группы наблюдателей приглашены представители таких серьезных организаций, как МЧС, ФСБ, МВД и Горного надзора.

Спустя несколько часов эти многочисленные наблюдатели во время подведения итогов отметили первую ошибку. Ее допустила дежурная на выходе из рудника. Несмотря на то, что вокруг рудника уже было выставлено оцепление, она покинула свой пост, из-за чего были оставлены без внимания мониторы, с помощью которых можно было бы контролировать ситуацию, а потом еще и заперла входные двери. Следующие претензии были высказаны в адрес горноспасателей, которые ринулись в шахту искать пострадавших, даже не поинтересовавшись, совпадает ли количество вышедших из шахты людей с количеством вошедших. Пользуясь полученными данными, можно было сразу отправиться на тушение трактора, не теряя драгоценного времени. Получилось же так, что выезд на место происшествия вместе с семиминутным тушением занял у горноспасателей 35 минут. По нормативам вроде бы все в порядке, но налицо явная несуразность.

- Всем известно, что легковой автомобиль горит около семи минут. Даже исходя из этого, вы могли бы вообще не тратить время на тушение пожара, а отправиться искать людей, если уж были так уверены, что они в руднике еще остались, - заметил на “разборе полетов” заместитель министра по делам ГО и ЧС РТ, начальник поисково-спасательной службы Эмиль Фазлеев.

Он же укорил руководство рудника в чересчур легком, на его взгляд, подходе к возможной эвакуации пострадавших. В настоящее время их планируется поднимать в гору на санях-волокушах с трактором. По словам Эмиля Фазлеева, для человека, скажем, с переломом позвоночника это равносильно смертному приговору. Выход, по его мнению, в оборудовании вертолетной площадки, куда бы могли садиться геликоптеры МЧС РТ. Проанализировав создавшуюся ситуацию, члены штаба обнаружили еще один недостаток: у обоих входов в рудник толпилось очень много людей, но среди них не было главных, тех, кто хотя бы ввел спасателей в курс дела. В создавшейся же ситуации они вынуждены были действовать автономно. “Разбор полетов” завершился тем, что Борис Петров признался, что ему самому пришлось отдать приказ об окончании учений, так как никто не додумался известить штаб о ликвидации аварий.

- Самое главное, что не было согласованности в действиях спасателей и персонала, - подчеркнул он. - Каждый был сам по себе. Группа спасателей, которая заходила в рудник, не знала, ни кого нужно спасать, ни что нужно делать. Опыт аналогичных учебных тренировок на других предприятиях республики показывает, что работающий здесь персонал не оказывается в полной мере готовым к ликвидации чрезвычайной ситуации. На предприятии, которое мы сегодня проверили, сбои достаточно серьезные. И в первую очередь - в управлении. Поэтому основные претензии у меня к руководству рудника.

Этим замечанием, впрочем, Борис Петров не ограничился. Уже чуть позже, прощаясь с журналистами, он заметил:

- Об этом учении руководство рудника было предупреждено заранее. Что ж, если и в этом случае оно прошло с замечаниями, то в следующий раз объявим внезапную проверку. Вот тогда и посмотрим, какие выводы они сделали.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии