Время и Деньги
21.04.2007 Культура

“АукцЫон”: “Могей, я могею! Могей, мое я!”

Казанский концерт группы “АукцЫон” явил столько ассоциаций и оставил такие эмоции, какие только можно было ожидать от эпатажного действа, развернувшегося в стенах заведения имени главного будетлянина Маяковского и его любимой желтой кофты.

Заглавный футурист “АукцЫона” Леонид Федоров утверждает, что чудо можно спровоцировать. И самое удивительное, что эти музыканты его провоцируют. Они даже похоронный марш умудряются играть весело. Вместо желтой кофты у “визитной карточки” группы Олега Гаркуши - пиджак с блестками и потрепанный портфель под мышкой, вместо пучков редиски в петлицах - оранжевый галстук на микрофоне, вместо манифестов - нечто, что не музыка и не поэзия толком, а эффекта достигает колоссального.

Их впору назвать футуристическим оркестром, который за два десятка лет существования успел переиграть все: от бита и джаза до регги и этнической музыки. Оркестр, который вряд ли кто-нибудь сможет упрекнуть в мелодизированной скуке. На них даже у господина Троицкого рука не поднимается: “Безусловно, оригинальная и бескомпромиссная группа. Но есть в Леониде Федорове и всех его проектах что-то мне глубоко неинтересное”.

Может быть, оно и есть. И, может быть, правы те, кто упрекает “АукцЫон” в незатейливой музыке и неказистых стихах. Но вот в отсутствии того, что принято называть драйвом, их вряд ли можно обвинить.

На концерте в “Маяковском” танцевали все. И те, кто забирался на стулья, чтобы лучше разглядеть “футуристический оркестр”, и те, кто с той же целью оккупировал барную стойку, и даже те, кто сидел почти на прожекторах.

Гаркуша, записавший уже два диска со стихотворениями Маяковского под джазовый аккомпанемент Сергея Летова, пел свои стихи, доставал из потрепанного портфельчика все то, на чем играл. А играл он на всех нетрадиционных инструментах, которые только можно представить. На мятой жестяной банке, набитой гремящим нечто, на металлическом брелке от ключей, на свистке и на прочем подручном материале. Роль академика Ландау в грядущем фильме Хржановского к нему явно не клеилась.

Остальные “аукцыонщики”, обливаясь потом, играли каждый на своем: Федоров - на гитаре, помогая голосом, “мафиозник” Рубанов (участник группы “Sax - Mafia”) - на своем саксофоне, Шавейников - на ударных. Ударяли по всем и сразу. Как Велимир Хлебников, на стихи которого записали альбом “Жилец вершин”, набивал наволочки черновиками стихов, наполняли зрителей-соучастников своей ни на что не похожей музыкой.

Переполнили так, что тут же вспоминались публичные чтения футуристов, начинавшиеся словами вроде: “Скучно... уходите!”. А по окончании действа, когда зрители вызывали “на бис” автора, администратор арендованного зала обычно отвечал: “Его увезли в сумасшедший дом”. Только здесь в сумасшедший дом транспортировать нужно было зрителей. После выхода “на бис” большая часть людей осталась в зале, хлопая и что-то крича, не веря в окончание концерта. А чуть позже они, качаясь, выходили из ресторана, напевая “Я прилетел - вот оно, море, вот оно, счастье, я прилетел... Остановите самолет, я слезу!”

А уже 21 апреля у поклонников “АукцЫона” еще один сумасшедший праздник. В питерском ДК им. Ленсовета состоится презентация нового альбома группы “Девушки поют”. Для тех, кто, как говорится, понимает, событие во всех отношениях феноменальное. Ведь последний более-менее полноценный альбом группы вышел 10 лет назад. И надежд на новый, в общем-то, уже не было.

Но пластинка записана, и записана в Нью-Йорке, с теми, кого называют “китами нью-йоркской downtown music”: гитаристом Марком Рибо, многие годы работающим с Томом Уэйтсом, клавишником Джоном Медески, трубачом Фрэнком Лондоном, саксофонистом и композитором Недом Ротенбергом, которого ставят на одну ступень с Джоном Зорном.

И остается только ждать и слушать то, чем еще умудрилась удивить питерская группа, которую с равным успехом можно окрестить и “бродячим цирком”, и “футуристическим оркестром”, и “настоящей творческой единицей” с простым названием, которое как слышится, так и пишется.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии