Настало время волшебства
04.05.2010 ТВ и кино

Настало время волшебства

Это наиболее маггловский вариант алхимии, но тем не менее каждодневное волшебство: всего за год (после насыщения продуктом и более приземленных зрительских ожиданий) кинофабрика “Гарри Поттер” утвердила себя в качестве предприятия голубой фишки, которое знает, как восхитительно управлять талантом и ресурсами в угоду как Роулинг, так и Голливуду.Действительно, корпорация HP не достигла бросающего вызов гравитации броска, скажем, первой постановки Питером Джексоном “Властелина колец”. Стиль встроенного всеамериканского гипермаркета Одного дома (Home Alone) Криса Коламбуса не предназначен для прыжков; он создан для марафонов, сиквелов, “Одних дома-2”. Тем не менее на этот раз мне - а может быть, и Коламбусу - более удобны самоограничения коламбусовской силы: Гарри Поттер и палата секретов лучше Гарри Поттера и камня волшебника (Harry Potter And The Sorcerer’s Stone) не только потому, что режиссер и его команда более уверены в том, что они могут сделать, но и потому, что они менее скованы тем, чего они не могут.

И среди того, что HP в самом деле создает очень хорошо - более мрачная, более пугающая атмосфера для аудитории всех возрастов, уже знакомой с запутанностью ландшафта “Поттера”. (Так оно и должно быть: предполагалось, что история Гарри станет мрачнее.) Кроме того, сгущающаяся мрачность забавна настолько, насколько страшна, и вернувшиеся актеры теперь полностью соответствуют своим ниспадающим робам и остроконечным шляпам.

Наступление второго года в Хогвардсе для Гарри и его друзей начинается с неприятностей. Домашний эльф Добби предупреждает нашего молодого героя, что если он вернется в школу, произойдет несчастье. Рон и Гарри, которые опаздывают на хогвардсовский экспресс, вынуждены взять ноги в руки и мчаться в кампус в летающем автомобиле, испытав сильный удар при совершении жесткой посадки на Подстегивающую иву. Действительно, похоже, что чрезвычайно плохой дух обитает в стенах школы. И за два часа 41 минуту дух не перестает захватывать. (Терпение читателя - это не терпение зрителя, и в сценарий Стива Клаувза впихнуто, впрочем, разумно, еще очень много приключений.)

Но множество запутанных новых препятствий приносит с собой и новых персонажей, дивно сыгранных свежими актерами, которые выколдовывают старомодное искусство хорошо отрепетированной игры. “Было поразительно, как он смог продемонстрировать каждый из тех бриллиантовых зубов, не произнеся ни слова”, - пишет Роулинг о фламбоянтно тщеславном, лживом Гилдерое Локхарте, новом школьном профессоре защиты от темных сил, и никто не сыграет искрящийся, веселый нарциссизм лучше, чем Кеннет Брана в роли, которой неестественно закаленный актер, вероятно, ждал всю свою жизнь.

К тому же в насмешливо-услужливой конфронтации у Браны стоящий соперник - Джейсон Айзекс в роли Люциуса Малфоя, ядовитого отца главного забияки Гарри и возмездия Слитерина Драко (Том Фелтон). Каждый раз, когда эти два мастера драматического искусства появляются, приводя в действие свои лицевые мускулы, - и, к слову, с каждой сценой, задействующей Алана Рикмана в роли профессора Снэйпа, Мэгги Смит в качестве профессора МакГонагалл или покойного, оплакиваемого Ричарда Харриса в образе профессора Дамблдора - “Палата секретов” развивает свою полную мощь. Ширли Хендерсон выразительно пищит в роли Стонущего Мирта, обитающего в одном из туалетов в девичьей ванной. Да и Рэдклифф преуспевает в своих собственных мягких юношеских усилиях как очаровательный и красивый молодой человек, который показывает Гарри его фанатам с лучшей стороны.

“Палата секретов” все еще не до конца осознает себя как самостоятельное создание. Но, возможно, она и не должна быть таковым, по крайней мере, по мнению Коламбуса. И, может быть, что оправдано сейчас - это примирение режиссера со своими собственными ограничениями. Хорошо, но вот продюсерская команда все еще чрезмерничает с причудливыми спецэффектами (эльф Добби выглядит так, будто он сама тина, а в его происхождении много от Йоды). И он все еще неравнодушен к навороченным сценам драк, наиболее хитрые из которых включают визит в Запретный лес, где Гарри и Рон встречают гигантского паука Арагога, и овеянная Лордом Вольдемортом кульминация борьбы добра со злом с участием Гарри, таинственного Тома Риддла (Кристиан Калсон) и скользкого василиска.

Эта “Палата”, если не является улетной, то по крайней мере хорошенько поднимает вас на несколько сантиметров от земли на большом протяжении времени. Что оставляет достаточно пространства для режиссера Маленькой принцессы (A Little Princess) Альфонсо Куарона - мастера ювелирного обаяния, - когда он примет на себя магию в Гарри Поттере и узнике Азкабана (Harry Potter And The Prisoner Of Azkaban).

24
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии