Время и Деньги
08.02.2008 Общество

Обыкновенная история

К житейской истории, о которой сегодня пойдет речь, можно относиться по-разному. С одной стороны, в ней нет ничего исключительного, потому что сюжет характерен для семей, где есть проблемные дети. С другой - уникальна, поскольку свидетельствует о том, что можно не только самим выбраться из водоворота драматических событий, но и спасти других.

Что же помогает преодолевать тяжелейшие испытания? Ответы на этот вопрос сводились к тому, что удалось не просто в себе открыть, но и по-новому оценить три очень важных качества. Это вера, без которой невозможно обрести жизненную опору. Надежда, придающая силы в самых трудных ситуациях. Любовь, способная сотворить чудо.

Откровенно говоря, было опасение, что наша встреча не состоится: далеко не каждому хочется ворошить прошлое, где было так много негатива. Но они согласились встретиться и рассказать о том, через что довелось пройти. Будем надеяться, что эта семейная история кого-то предостережет от возможных ошибок, а кому-то поможет выбраться из большой беды. По просьбе героев этой публикации мы изменили их имена и фамилию, но все факты подлинны и достоверны.

"Мы его так любили, а он нас предал..."

Лет двенадцать назад, когда с телеэкрана начинали говорить о людях, страдающих наркозависимостью, Анна Николаевна переключалась на другой телевизионный канал. Не хотела забивать голову лишней информацией, потому что их семья всегда относилась к числу благополучных: муж, за которым, как за каменной стеной, сыновья, в чьей разумности и добропорядочности никто не сомневался. Словом, у Андриановых не водилось ни алкоголиков, ни, упаси Боже, наркоманов, о которых тогда еще говорили как о существах опасных и непонятных.

Она особенно лелеяла своего первенца, потому что тот родился слабеньким, плохо ел, тревожно спал... С ним без устали возились не только мама с папой, но и заботливые бабушки. К совершеннолетию Артем стал симпатичным парнем, который умел поддержать разговор, был остроумен, интересен в общении. Окончил школу, но не стал поступать на гуманитарный факультет университета, как советовали школьные учителя. Как бы мимоходом забросил заявление о приеме в профтехучилище и без труда его окончил. Сдавал вступительные экзамены в энергоинститут, но для того, чтобы стать студентом, не хватило одного балла.

Предпринимать какие-то шаги для "отмазки" от армии своего старшего сына Андриановы не стали. Артем служил на Севере и вернулся в Казань лишь после демобилизации. К спиртному был по-прежнему равнодушен, но через какое-то время мать заметила перемены в настроении и поведении сына: то подавленность и полная отрешенность, то смех, переходящий в истерику... А потом из дома стали пропадать деньги и вещи. Оказалось, что сначала Артем познакомился с легкими наркотиками, а потом уже подсел на тяжелые. Героин хотел только попробовать, но попал в те 10 процентов потребителей, которые испытывают наркозависимость уже со второй дозы.

Когда тайное стало явным, для Анны Николаевны словно померк белый свет, и земля стала уходить из-под ног. Чуть позже появилось чувство жгучей обиды: "Мы так его любили, а он нас бессовестно предал!" Однажды вдруг подумала о том, что наркоманов, которые и сами не живут, как нормальные люди, и доставляют мучения окружающим, надо...уничтожать. И сама ужаснулась: как же это она, любящая мама, могла дойти до такой мысли? Пыталась поговорить о своих переживаниях с мужем, но он не принимал их всерьез.

Но, как сказал классик отечественной литературы, старушка уже пролила подсолнечное масло, а комсомолка-вагоновожатая не успела нажать на тормоза... Артем после ломок несколько раз восстанавливался в наркологической клинике и все равно через несколько месяцев снова попадал на больничную койку с тем же самым диагнозом. Однажды Анна Николаевна пришла к психологам и спросила о том, как жить дальше. Ей ответили: "Вас спасет лишь общение с людьми, которых постигла такая же участь".

С "Верой" - к надежде

Она пришла в реабилитационный центр "Выбор" и, действительно, познакомилась с такими же несчастными мамами, у которых дети были в "употреблении". Образовалась группа созависимых, где можно было не просто делиться своим горем, но и учиться снова улыбаться, радоваться каждому прожитому дню, по-новому строить взаимоотношения в своих семьях. В конце 90-х годов было не слишком много методик избавления от наркозависимости и созависимости. Одним из самых оптимальных вариантов считалась программа

"12 шагов".

Говорят, что созависимым в первую очередь следует принять и усвоить принцип трех "не" - не можем повлиять на наркомана, не в силах его излечить, не должны чувствовать себя виноватыми в его болезни... Сделать это непросто, потому что мамы всегда готовы взять на себя вину за все "детские шалости". Столь серьезную ошибку прежде допускали все семь мам, которые объединились в общественную организацию под названием "Вера" для того, чтобы, изменив отношение к жизни, получить шанс на спасение своих детей.

Их небольшое сообщество возглавила Татьяна Дмитриева, не скрывавшая ни истинной фамилии, ни горестных фактов своей жизни. Она вышла к трибуне одного из представительных совещаний Кабинета министров РТ и сказала о том, что двое ее детей проходят курс реабилитации от наркотической зависимости. Но им придется вернуться в тот же двор (а значит - к старой компании!), потому что в Казани нет даже небольшого клуба, где могли бы собираться люди, едва удержавшиеся от падения в бездну.

Мамы стали готовиться к бесконечным походам по чиновничьим кабинетам и беспрерывной бумажной волоките. Но получилось иначе: им довелось встретиться лишь с руководителем Республиканской межведомственной комиссии по противодействию наркотикам, вице-премьером правительства Зилей Валеевой и подробно рассказать о своей идее - создать досуговый центр, где могли бы с пользой для себя проводить свободное время бывшие наркоманы. Через несколько недель уже присматривались к помещению, которое еще предстояло капитально ремонтировать.

Из республиканского бюджета на ремонт были выделены немалые средства. Премьер-министр РТ Рустам Минниханов подарил "ГАЗель", спонсоры из числа депутатов татарстанского парламента провели телефон, купили спортивные тренажеры, оборудовали зал для общих собраний и кухню с большим электрическим самоваром. В апреле 2001 года в Казани был открыт досуговый центр "Роза ветров", где с помощью специалистов Республиканского наркологического диспансера вели занятия люди с немалым сроком чистоты от наркотиков. Их пациентами стали недавние наркозависимые, только что завершившие курс лечения в клинике.

Анна Николаевна, которая была одним из организаторов "Розы ветров", надеялась, что там в скором времени появится ее сын. Но тот упрямо твердил, что не нуждается в поводырях. Артем, к сожалению, еще продолжал свои "эксперименты" с наркотиками, а в "Розу ветров" пришел его отец.

Вверх по "лестнице"

Виктор Петрович был совершенно не готов к трагедии в своей семье. Думал, Артем просто балуется наркотиками, и эта прихоть пройдет, если отец поговорит с сыном, как мужчина с мужчиной. Пожалуй, страшная истина открылась лишь после разговора с врачом, который откровенно сказал: "Наркомания - тяжелая и, по сути, неизлечимая болезнь, но у тех пациентов, которые хотят вернуться к нормальному существованию, ремиссия продолжается десятилетиями". Жена регулярно посещала группу созависимых, а он еще долго не решался переступить порог центра. Просил Анну Николаевну держать его в курсе всех "шагов", которые способны привести к новому восприятию действительности. В конце концов ему уже стало недостаточно лишь кратких пересказов.

- Я посетил, наверное, не менее десяти занятий прежде, чем понял, что они мне необходимы, - говорит Виктор Петрович. - Почему мужчинам трудно прийти к такому решению? Во-первых, мы считаем, что обязаны зарабатывать деньги и обеспечивать семью, а психологические нюансы - удел женщин. Во-вторых, не любим находить в себе нечто такое, что самым немыслимым образом проявляется в детях. В-третьих, не желаем энать, что наркомания - семейная болезнь, в которую вовлекается каждый из тех, кто общается с потребителем дури.

Виктор Петрович в течение нескольких лет занимается в группе для созависимых. В "Розе ветров" существует традиция - выбирать ведущего, который в течение нескольких месяцев должен регулировать и направлять в верное русло реабилитационный процесс. Эта роль хорошо удается главе семейства Андриановых. Разве что новички считают, что в "12 шагах" нет ничего особенного, а тот, кто уже давно участвует в программе, хорошо усвоил: на восхождение по этой "классической лестнице" потребуются годы.

Они уже многому научились. Могут жить с бедой и знают, как себя вести в любой жизненной ситуации. Раньше вся жизнь несчастных родственников находилась в зависимости от настроения и поступков наркоманов, с которыми приходилось делить кров. Потому-то и не удавалось избавиться от душевной опустошенности и депрессии, восстановиться как личность. Они поняли, что необходимо предоставлять свободу выбора: только сам человек может решить, что ему дороже - наркотики или жизнь? Так, собственно говоря, произошло и с Артемом.

Шаг за шагом от наркотиков

Артем всегда знал, что у него есть крепкий тыл - семья, которая относится к нему с обожанием даже тогда, когда он совершает "крутые виражи". Он и сам любил своих родителей, хотя считал их старомодно-романтичными людьми, которые горбатятся на государство за копейки. А за порогом дома была другая жизнь: в их уличной компании крутилось немало народу с легкими деньгами, которые появлялись словно из воздуха! Задумываться о будущей профессии не хотелось, учеба в институте сорвалась, как снег на голову, "свалилась" служба в армии.

Он вернулся из армии на "гражданку" в 1997 году и был потрясен переменами, произошедшими всего за два года. "Ребята с нашего двора", которые не брезговали криминалом, стали еще богаче. Никого (кроме родных, разумеется!) не интересовало: работаешь ты, учишься или днями напролет бьешь баклуши. А еще без особого труда можно было купить любые наркотики и "адреналина ради" попробовать марихуану, гашиш или героин.

Завершился этот "познавательный опыт" клиникой, где поставили диагноз "наркомания", и трехнедельным пребыванием в одном из реабилитационных центров. Почему же он сорвался уже через два месяца? Как говорит Артем, все очень индивидуально: "Кому-то идет на пользу работа под руководством психолога, а кому-то не дает покоя мысль о том, что врач представления не имеет о муках, которые пришлось вынести, и значит, ничем не сумеет помочь...".

Потребовалось еще несколько мучительных лет, прежде чем он решился прийти в "Розу ветров" на занятие группы, где в роли психотерапевтов выступали бывшие наркозависимые, которые помогали другим страдальцам делать, может быть, самые важные шаги в жизни. Хотя программа "12 шагов" уже давно не новичок в этом мире, полезно, видимо, напомнить, что это двенадцать тезисов, которые надо понять, принять и выполнять. Путь к выздоровлению - постепенное постижение нескольких истин, среди которых нет ни одной второстепенной. Это признание своего бессилия перед наркоманией, убежденность в том, что вернуть здравомыслие поможет Сила, более могущественная, чем своя собственная, готовность глубоко и бесстрашно анализировать все свои ошибки, решение препоручить волю и жизнь Богу.

Священнослужители, конечно, в "Розе ветров" бывают, но в программе не участвуют: пациенты не делятся по конфессиям, на верующих или атеистов. Вот и Артем подтверждает, что и у него самого, и у каждого из его товарищей есть собственное представление о том, кто или что поможет выйти из зоны беды. И не считает, разумеется, программу "авторитарной".

Основными условиями успешного прохождения "12 шагов" для всех без исключения являются искренность, честность, жесткая дисциплина, сила воли, готовность служить людям. Поэтому ребята из "Розы ветров" работают не только в стенах социально-реабилитационного центра, но и безвозмездно ухаживают за инвалидами, безнадежно больными, одинокими стариками. Давно и не нами подмечено: только разделив чужую боль, страдание и горе, можно очистить душу и восстановиться в системе нормальных жизненных координат.

Тот, кто сумел постичь суть "12 шагов", утверждает: "Как будто поднимаешься на эскалаторе вверх и это движение невозможно остановить". Вот и у Артема - уже год чистоты от наркотиков. Его родители испытывают радость, и уже не боятся ее спугнуть. Понятно, что прогнозы на длительный срок - дело неблагодарное, но у Артема есть все шансы, чтобы не возвращаться в тот ад, где уже побывал.

Он стал волонтером в "Розе ветров", ведет занятия в группах наркозависимых, отвечает на вопросы, которые задают по телефону доверия наркоманы, которые не могут "соскочить" с иглы, или убитые горем родственники. А еще, по признанию окружающих, этот парень по первому зову готов броситься на помощь любому человеку, который в ней нуждается.

Когда мы говорили с Андриановыми о том, что изменилось в них за эти очень непростые для семьи годы, Артем сказал: "Я просто стал самим собой". Виктор Петрович заметил: "У нас сейчас все наконец-то эмоционально открыты". Анна Николаевна улыбнулась: "Я, представьте себе, в пятьдесят лет призналась своему мужу в любви".

Не будем, пожалуй, торопить события и "звонить во все колокола" о том, что наступил долгожданный хеппи-энд. Пафос и восторг в этом случае излишни, потому что речь шла просто об обыкновенной истории, в которую по иронии судьбы была втянута обыкновенная семья. Пожалуй, необыкновенным можно назвать только стремление уйти со своей кухни, где было пролито столько слез, и попытаться преодолеть обстоятельства, едва не погубившие жизнь трех взрослых людей. У них оптимистический настрой на дальнейшую жизнь, а это уже немало.
11
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии