Время и Деньги
10.02.2008 Общество

“Блок-пост” для иностранных спецов

“...Ну, а если мы эту бумагу начнем разрешать, так разрешим ее не раньше следующего месяца, а дополнительных-то сведений потребуешь, так хоть и не разрешена она досконально, а все как будто исполнена: его высокородие и останутся довольны.” М.Е.Салтыков-Щедрин.

Под одну гребенку.

Увы, но эпиграф к этим заметкам, взятый из “Губернских очерков”, изданных великим русским сатириком в 1856-1857 годах позапрошлого века, актуален и по сей день. Российское чиновничество по прошествии времен почти не изменилось.

Подтверждением тому могут служить искусственные барьеры, которые приходится преодолевать отделам и службам промышленных “китов” Нижнекамска, работающих с иностранными специалистами, после вступления в силу закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”, подписанного Владимиром Путиным 6 января сего года.

Этот закон, напомним, значительно расширяет полномочия государства в сфере миграционной политики и восстанавливает полномочия правительства устанавливать квоты на временное проживание на территории РФ иностранных граждан, прибывших без визы, а также право аннулировать выданные разрешения на временное проживание в порядке, определяемом Правительством РФ. Само по себе это возражений не вызывает, но процесс исполнения нового закона Федеральной миграционной службой...

Напомним, что с вступлением в силу закона на московских рынках была проведена кампания, выявившая “неожиданную” для властей картину заполонения и тотального контроля этих рынков лицами далеко не славянской наружности. С помощью ОМОНа энергично был восстановлен “порядок”, обернувшийся временным уходом былых “королей рынка” в тень с показательными телерепортажами по ТВ и одновременным взлетом цен на их витаминную продукцию, произвести которую на бескрайних просторах России весьма проблематично. Наряду с торгашами в зону особо пристального внимания ФМС также попали гастарбайтеры и “жрицы любви” из стран ближнего зарубежья, приехавшие на заработки в Россию, - их в списке мигрантов большинство. Но под ту же гребенку попал и мизерный процент представителей крупных компаний из дальнего зарубежья, в том числе тех, кто участвует в инновационных проектах, реализуемых на предприятиях Нижнекамска.

Вразрез с политикой государства

Гражданам других стран, согласно закону, надлежит пройти через “блок-посты” ФМС, сосредоточенные в региональных центрах России. Именно в них и создана мелкоячеистая система проверок иностранных специалистов. Например, минимальный срок получения приглашений, дающих право получить визу, с момента сдачи необходимых документов в Управление федеральной миграционной службы РФ по РТ, расположенное в Казани, составляет 30-35 (!) дней, что создает крупным товаропроизводителям немало ненужных проблем.

Представим себе: на крупном предприятии - таком, как, например, “Нижнекамскнефтехим” или “Нижнекамскшина”, неожиданно встало импортное оборудование, находящееся под гарантией иностранной фирмы, и срочно требуется специалист этой фирмы, который должен его наладить, ибо никто другой этого сделать не вправе. Специалист нужен буквально на день-два, и его прибытие желательно завтра-послезавтра, а не через месяц, как обещано ФМС.

Не факт и то, что переговоры с представителями крупной зарубежной компании, намеченные в конкретный день и час, не будут сорваны по тем же причинам, что может спровоцировать если не срыв контракта, то потерю лица предприятием перед партнерами. Сорваны, заметим, в самый неподходящий момент, когда осталось лишь подписать, например, договор на поставку первой партии импортного оборудования и технологий, необходимых предприятию для освоения производства новой конкурентоспособной продукции, позволяющей ему создать новые рабочие места, получать дополнительные доходы и существенно увеличить отчисления в бюджеты всех уровней.

Выходит, что действия чиновников ФМС, регламентируемые разработанными ими же правилами к закону, идут вразрез с государственной политикой. Потому что механизм проверок граждан из дальнего зарубежья, осуществляемых ими (не исключаем, в тандеме с “компетентными органами”), настолько сложен и длинен, что не допускает даже мысли о возможности оперативного решения вопроса в исключительных ситуациях, приведенных выше.

О какой оперативности может идти речь, если прием документов республиканское представительство ФМС в Казани осуществляет один раз в неделю - только по средам, и только в назначенный час. Согласитесь, это очень “удобно” при организации неотложных встреч: не успел на этой неделе - успеешь на следующей. Хотя наивно было бы думать, что столь солидное ведомство, как ФМС, не располагает соответствующей базой данных и современными информационными технологиями, позволяющими досконально проверить большинство иностранцев из дальнего зарубежья в течение трех-четырех дней. Ноно, такому “скоростному” пункту (равно как и возможности сделать эту услугу платной), а иже с ними таким понятиям, как “международное право”, “дипломатический этикет”, “политкорректность”, не нашлось места в ведомственных инструкциях. И никого из чиновников ФМС не волнует, какое мнение о российских партнерах сложится в результате волокит с визами у педантичных немцев или чопорных англичан.

Не стоит затягивать гайки

Разумеется, работники отделов и служб промпредприятий, занимающиеся иностранными специалистами, поначалу были шокированы нововведениями ФМС, а затем вынуждены были искать компромиссные пути решения проблемы, приспосабливаться к “альтернативным” вариантам обеспечения деловых визитов иностранных специалистов в Нижнекамск.

Вариант №1, который был отработан ими на практике, - заезд по туристическим визам, которые оформляются в течение двух дней. Правда, способ этот затратный, поскольку в соответствии с новым порядком, введенным в действие с 15 января 2007 года, предприятие должно заплатить минимум 2000 рублей штрафа за то, что цель визита иностранного гостя, обозначенная в визе (туризм), не совпадает с фактической целью приезда. Причем платить должен иностранец, ибо он является нарушителем миграционного режима. В таких случая предприятия обычно берут все расходы на себя, дабы не демонстрировать деловым людям “чудеса” нашей бюрократической мысли.

Вариант №2 - заключение договора с туристическим агентством, занимающимся не только туристическими, но и деловыми визами. В результате специалист после оформления всех документов приезжает в течение 17-18 дней - существенно быстрее традиционного способа. Здесь, правда, есть одно “но” - турагентства за каждое срочное приглашение взимают от 100 до 200 евро, что для предприятий также является весьма дорогостоящим “удовольствием”.

Вариант №3 - во избежание штрафов иностранный специалист приезжает “туристом” в Набережные Челны, устраивается в гостиницу, и оттуда его возят на “туристические экскурсии” в Нижнекамск.

Как видим, во всех трех вариантах формальных нарушений закона нет, и предприятия, в зависимости от обстоятельств, постоянно пользуются ими, выбирая либо более затратный, но быстрый способ решения вопроса через турагентства, либо значительно более недорогой, но долгий - через ФМС.

Подводя итог сказанному, заметим, что все опять идет в русле афоризма г-на Черномырдина: “хотели как лучше, а получилось как всегда”. Конечно, “блок-посты” для иностранцев необходимы во избежание проникновения в страну террористов и регулирования миграционных потоков, однако при этом ФМС не следует огульно для всех въезжающих “затягивать гайки” до неприличия, в очередной раз вызывая у иностранцев оторопь от порядков, царящих в России, и прямо вредящих как имиджу страны, так и отечественному бизнесу.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии