Время и Деньги
12.05.2011 ТВ и кино

“Александровский сад-2”: история с географией

В канун Первомая завершился показ второй части “Александровского сада”.

Эстафету в прайм-тайме на Первом канале переняло эпическое “Освобождение”. И сериал Пиманова, и сага Озерова - о делах не так давно минувших дней. Во втором случае зритель следит за военной драмой, в первом он имеет дело с идеологически выдержанным детективом. Пиманов подает сыщицкие истории под соусом громких политических событий, оставленных, за редким исключением, за кадром. А крупным планом - дела помельче. Одесские бандиты точат ножи, московские увозят людей в черных “воронках”. Где бандиты, где МГБ - не разберешь. И что хуже? Нож под ребро, и, как поется в блатной песенке, “посмотри на это море”? Или десять лет без права переписки? Об этом Бродский хорошо написал: “Если выпало в империи родиться, лучше жить в провинции у моря”. Но у моря герои пимановской саги живут три серии - прошедший в прокате фильм “Три дня в Одессе” (“ВиД” писал о нем в номере за 21 марта) нарезали строго по количеству дней. Скорость, с которой добротный фильм переместился в ящик, изумляет: кажется, товарищ Пиманов мог бы его и придержать. Но не стал и, возможно, правильно сделал. Хотя бы потому, что с выходом в телеэфир оставшихся семи серий возникли проблемы: смерть первого Президента вытеснила кремлевские интриги послевоенного времени.

В “Александровском саду” нет ни нудного морализаторства, ни запоздалой диссидентской рефлексии, ни явной спекуляции на громких именах. В основе - крепкий, сделанный по голливудским стандартам сценарий с саспенсом, парочкой любовных треугольников и суперменом. Главный герой, сыщик Алексей Казарин (Дмитрий Жулин) - наш вариант Бонда. С проницательными голубыми глазами, густыми русыми волосами и многозначительной складкой между бровей. Чем-то похожий на самого Пиманова. Вообще же, все герои - либо красивы, либо колоритны. Оттого - множество крупных планов, в которые редуцируется психологизм, неизбежный, поскольку за кадром похождений частного детектива - трагедии масс. Частный здесь - не оговорка. Неясно, на кого работает Казарин? На Кремль, но в контрах с МГБ? Или он - поверенный по особым поручениям Василия Сталина? Кстати, в сериале есть забавный эпизод. Сыщик приглашает друга-летчика выпить. На что Василий Иосифович с обезоруживающим простодушием возражает: “Что ты, мне отец по башке надает”. Такой домашний образ тирана... Василию, как мы знаем из уроков истории, “по башке” все же надавали. Но об этом в фильме про кремлевских детей - ни слова. Выросшие комсомольцы играют в казаки-разбойники, расследуя несколько дел разом: ищут полотна малых голландцев и пропавшую икону, разбираются в причинах авиакатастрофы, спасают от рядовой подставы генерала Шапилина. Впрочем, бравый солдат сочувствия не вызывает: как говорил Глеб Жеглов, со своими бабами надо было разбираться.

Сериал был бы безупречно хорош, если бы не сомнения в достоверности отдельных эпизодов. Например, вряд ли, даже при лояльном отношении старого Сталина к церкви, по Москве мог запросто разгуливать поп. И Кремль, режимный объект, таковым не выглядит: по Ивановской площади злодеи и герои разгуливают днем и ночью, что опять же заставляет усомниться в соответствии художественных времени и пространства реальным. Впрочем, в многочисленных интервью Пиманов уходит от вопросов об исторической достоверности, “лавирует”, как бы сказали в сталинские времена. На первом плане у него - частная жизнь частных людей. Поэтому действие ненавязчиво перемещается в сад у кремлевских стен: там место романтических встреч и допросов, там по неведомым дорожкам невидимо-неслышимо бродит тень отца Василия Сталина. Из истории с географией Пиманов делает комикс. Качественный, с броскими деталями. А раз комикс - продолжение следует: в июле начнутся съемки третьей части.
24
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии