Время и Деньги
19.02.2008 Общество

“Сундук денег” или спасение души?

По мнению специалистов, социальная реабилитация является ахиллесовой пятой преодоления наркозависимости в России. Человек, который когда-то из-за глупой бравады или праздного любопытства подсел на наркотики, с громадным трудом возвращается из “страны иллюзий” в реальный мир. А там, оказывается, кроме стареньких родителей и сотрудников реабилитационных центров он больше никому и не нужен, потому что утеряна прежняя трудовая квалификация, почти невозможно найти новое место работы.

Кто сделает шаг навстречу?

Решение проблемы видится по-разному. В одном из докладов межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в Казани два года назад, прозвучало предложение создавать “некие городки бывших наркоманов”, где можно не только поддерживать себя в нормальной форме, но и работать, заводить друзей и даже семью завести. Только вот на подобную обособленность вряд ли кто согласится, потому что каждый человек ценит возможность самостоятельно обустраивать свою жизнь, а также свободу выбора.

Особые надежды возлагаются на законопроект о медицинской и социальной реабилитации наркозависимых. Над ним уже работают российские парламентарии: кое-кто из думцев даже намерен отстаивать прозападную идею создания квот для наркозависимых на предприятиях и в фирмах. Но надо еще иметь в виду чисто российскую ментальность, в силу которой предприимчивость любой из отечественных структур становится безграничной, когда нужно обойти закон. А если его вообще не существует, не требуется даже создавать видимость заботы о человеке.

Недавно довелось познакомиться с людьми, которые вместе с врачами и специалистами реабилитационных центров в течение десяти лет спасали сына от наркозависимости. Теперь у молодого человека год чистоты, он стал волонтером и бескорыстно помогает сверстникам выбраться из тупика, куда неминуемо попадает каждый потребитель наркотиков. Хотел бы стать профессиональным социальным работником, но понимает, что может рассчитывать только на платное обучение в вузе. А заработать такие деньги почти невозможно, в чем успел убедиться на собственном опыте.

В течение полугода он был сотрудником частной фирмы, где не остались незамеченными его инициативность и трудолюбие. Когда решили повысить в должности, выяснилось: “лечился от наркозависимости”. В тот же день предложили уволиться “по собственному желанию” и сотрудничать только на договорной основе. Родители были в шоке: “Вдруг сорвется?” Но страшные предчувствия не сбылись, потому что сын научился “держать удар”. В отличие от многих товарищей по несчастью, которые снова “ломались”, намаявшись в поисках работы или жилья.

Было трудно отыскать факты, свидетельствующие о том, что социальная ответственность бизнеса ограничивается не только благотворительными взносами на нужды специализированных клиник и центров, где лечатся и приходят в нормальное состояние недавние наркоманы. Наверное, именно поэтому на юбилее реабилитационного центра “Роза ветров” самых громких аплодисментов был удостоен Рустем Артыков - один из немногих предпринимателей, которые помогают наркозависимым состояться в жизни.

Цена поступка - жизнь

Рустему Артыкову тридцать лет, но он считается одним из самых надежных и авторитетных мужчин в своей родне. Давно привык помогать не только своим родителям, но и многочисленным тетушкам, племянникам, племянницам. Свое собственное дело открыл три года назад и стал присматриваться к людям, которые могли бы стать сначала помощниками, а потом, возможно, и компаньонами. Именно тогда состоялся разговор с двоюродным братом, который был социальным работником реабилитационного центра “Роза ветров”.

- Помоги парню, который самостоятельно пытается сделать комод, - попросил Альберт Зарипов, - мне кажется, Рафис сможет стать хорошим мастером, если прислушается к дельным советам профессионала.

Рустем несколько раз приезжал в гараж, переоборудованный под столярную мастерскую. Понял, что из парня, если выучить всем премудростям работы с деревом и помочь раскрыть способности, будет толк. Они стали работать вместе и сумели создать свою фирму по изготовлению мебели - офисной, каркасной, выставочной. Спустя три года речь уже не идет о наставнике и ученике: у Рустема и Рафиса четко распределены обязанности и процентные ставки. Оба заинтересованы в том, чтобы дело, которым занимаются, крепло и развивалось.

Рафис нечасто вспоминает о том, как начался его первый рабочий день в только что созданной мебельной фирме. Рустем задал только один вопрос: “Как тебя угораздило связаться с наркотой?” Ответом стала горькая исповедь о том, что хотелось быть круче других, потому и попробовал легкий наркотик. К тяжелым приобщился незаметно: полагал, что хватит силы воли на то, чтобы управлять наркотиком, но скоро выяснилось, что наркотик управляет им самим.

Он лечился и снова срывался, приходил в себя и опять проваливался в наркотическую бездну. Однажды отец устало сказал: “Уж лучше бы ты умер!”, а младший братишка добавил: “Я от тебя отказываюсь!” Пожалуй, этот день и стал поворотным в его судьбе. Прошел курс лечения в Республиканском наркологическом диспансере и реабилитацию в центре “Возрождение”, посещал собрания анонимных наркоманов, был волонтером в “Розе ветров”. С помощью родственников устроился на одно из казанских предприятий, но в цехе каждое из событий отмечалось выпивкой, на которую у бывших наркоманов установлена “граница”.

Так что встреча с Рустемом стала тем самым подарком судьбы, который был послан, возможно, с небес. Потому что у отчаявшегося человека появился шанс, который надо было использовать для спасения. У Рафиса уже три года чистоты, он стал не только хорошим мастером, но и толковым организатором небольшого, но рентабельного производства. В учениках здесь, как и прежде, наркозависимые, которым необходимо получить социальную реабилитацию и продолжать жить, как все обычные люди.

- Мы ничего от них не скрываем, они участвуют на равных в обсуждении любой темы, - говорит Рафис. - Дела фирмы, безусловно, важны, но полезно поговорить и о семейных проблемах, обменяться мнениями по поводу последнего футбольного матча или популярной телепередачи.

Судя по всему, для бывших наркоманов значительным событием является совместная работа с человеком, который когда-то был таким же, как они, но сумел преодолеть сложнейшие обстоятельства и достичь определенных высот в жизни. Каждому из учеников хотелось бы постоянно работать в этой фирме, где никого не оплевывают за прошлое, а ценят за настоящее, помогают освоить профессию, которая приносит моральное удовлетворение и позволяет обеспечить достойное существование. С легкой руки Рустема несколько его учеников “пристроены” в другие мебельные фирмы Казани, но они все равно скучают по общению с людьми, которые способны воспринимать чужую беду, как свою собственную.

Индивидуальный предприниматель Рустем Артыков и его партнер по бизнесу хотели бы принять на работу всех желающих. Однако производственные площади невелики, а потому создать многочисленный трудовой коллектив пока невозможно. Хотя имеется один вариант, и есть надежда на то, что внезапная смена главы администрации Кировского района не поменяет добрых намерений. На свое пятилетие “Роза ветров” получила хороший подарок - здание площадью 1200 квадратных метров. С точки зрения директора реабилитационного центра Татьяны Дмитриевой, одно крыло этой постройки целесообразно переоборудовать под производственные мастерские. Там ребята из “Розы ветров” могли бы не только учиться делать современную мебель, но и выполнять первые заказы покупателей. Рустем и Рафис дали согласие участвовать в этом проекте, который сулит не большие дивиденды, а немалые хлопоты. Но, как выяснилось, так важен для души.

- Можно накопить сундук денег и прожить жизнь так, что о тебе никто не вспомнит, - сказал индивидуальный предприниматель Рустем Артыков, - а можно располагать достаточно скромными средствами, но оставить добрый след в судьбах людей. Рано или поздно, но каждый человек должен сделать свой выбор. Можно считать, что для нас с Рафисом этот вопрос уже решен.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии