Время и Деньги
20.02.2008 Общество

Казанские жандармы против японских шпионов

В этом году исполнится 180 лет управлению Казанского жандармского штаб-офицера и 140 лет Казанскому губернскому жандармскому управлению.

То, что в начале XX века Европа стоит перед большой войной, не было ни для кого большой тайной. Ждали только удобного случая, и он произошел 15(28) июня 1914 года. В Сараеве убивают наследника Австро-Венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Повод был найден. Так началась Первая мировая война.

Следует заметить, что за несколько лет до этого казанские “бойцы невидимого фронта” ясно представляли себе, каким “лакомым кусочком” может явиться Казанский военный округ и сам город для возможных противников. Поэтому предусматривался целый ряд мер против военного шпионажа по политическим мотивам. Опыт в этом плане в Российской империи уже имелся, и немалый.

В связи с созданием в 1827 году Отдельного корпуса жандармов было учреждено управление Казанского жандармского штаб-офицера, а 9 сентября 1867 года на основании Положения о корпусе жандармов было образовано Казанское губернское жандармское управление (далее КГЖУ). Оно занималось розыском и производством дознаний по политическим делам. Структура управления была следующей: общее руководство, розыскная часть, следственная, политическая, благонадежности и денежная. Сохранился черновик приказа по КГЖУ от 1910 года. “Казань в смысле военного шпионажа представляет особенный интерес, так как она центр управления военным округом, здесь находится бывший пороховой завод и т.д. Поэтому в Казани должно вестись особенно тщательно наблюдение за тем, что является подозрительным в смысле шпионажа”. В том же 1910 году благодаря полученным в штабе Казанского военного округа агентурным сведениям удалось выяснить, что одной из соседних держав при помощи тайной разведки, со значительным материальными затратами и затруднениями, все же удалось вступить в соглашение с несколькими служащими Казанского почтового округа. Хотя прямого подтверждения активной деятельности этих лиц еще не было, казанские контрразведчики имели основания предполагать получение от них в будущем ценных сведений.

За служащими почтовой конторы розыскники тщательно наблюдали. 21 октября 1910 года в Казань пришел специальный почтовый поезд, и всю корреспонденцию переправили в главную почтовую контору, где особые, специально для этого назначенные чиновники ее разобрали по назначению.

Быстро составили развернутый список чиновников, кто работал со специальной корреспонденцией. Характеристики давались откровенные и ни в коей мере не подражали строгим и четким оценкам времен Штирлица. Давайте обратимся к оригиналу этого документа. Он скучать не заставит.

1. Заведующий разносным отделом - Павел Яковлевич Коновалов, чиновник I разряда. Служил в Манчжурии в последнюю Японскую войну, а потом при почтово-телеграфном округе. Семейный, двое детей. Лет - 40. Имеет собственный небольшой дом в Хижицах (ныне Кизический монастырь). Любит выпить, поухаживать за женщинами, часто бывает в “Новом клубе” (ныне ул. Горького, 13).

Ему в помощь назначены :

2. Астафьев Иван Петрович, чиновник IV разряда, лет 50-ти. Семейный, имеет дом на Клыковской земле, но живет на казенной квартире. Тихий, работящий.

3. Травин, чиновник IV разряда, лет 28, недавно женился. Жена тоже служит на почте. Трезвый, скромный, тихий.

4. Анисимов, чиновник IV разряда, молодой человек, лет 25-ти, холостой, живет на частной квартире. Внимание на себя ничем не обращает.

5. Орлов Валентин Михайлович, чиновник IV разряда - заведует разноской заказной корреспонденции, лет 42-43; семейный. Живет на казенной квартире. Характера слабовольного, кроткий, трезвый человек.

6. Евстифеев чиновник VI разряда, лет 18-ти, назначен в помощь Орлову. Тихий и скромный юноша...

Как закончилось это интересное дело, судить трудно, не все документы сохранились до наших дней. Время было предвоенное, а агентурные сведения большей частью засекречены.

Но я думаю, стоит рассказать еще одну незаконченную историю, которую “раскручивало” в то же время КГЖУ.

В январе 1910 года в Казань приехала группа японских акробатов, среди которых была неординарная личность - Накамура Коосука, который утверждал, что по своим убеждениям он конституционалист, чем привлек к себе внимание КГЖУ. Как отмечалось в агентурных донесениях, это был очень развитой и чрезвычайно живой человек. На прямой вопрос о цели его приезда в наш город, помимо выступления в цирке Никитиных, он отвечал, что приехал сюда для поступления на миссионерские курсы при Спасо-Преображенском монастыре, что поможет ему лучше познакомиться с православной миссионерской деятельностью. Что, кстати, он с успехом проделал. Тогда агент задал ему закономерный вопрос: “А почему же не в Академию? Ведь вы окончили духовную семинарию. Он коротко ответил: “Мы люди простые, здесь проще и меньше толков”. И стал усиленно изучать татарский язык, чем серьезно удивил агентов и руководство КГЖУ. Японские акробаты проживали в 1 части города в номерах Воскобойникова (ныне ул. Чернышевского, 21).

Наружное наблюдение за Накамурой установили в апреле 1911 года. Выяснили, что он ведет активную переписку с некоторыми японцами в числе 18-20 человек, в основном с акробатами, странствующими по России в различных цирках. На вид ему было около 25 лет, ниже среднего роста, плотного телосложения, волосы черного цвета, лицо смуглое, темные брови, черные глаза. Нос короткий, чуть вздернутый, безбородый, усы средней величины. Обычно одевался в черную тужурку, такого же цвета брюки и черную шляпу. В Казани он довольно часто встречался с японскими подданными - корейцем Сиананом и японцем Хан-Хон Кеми, которые в скором времени покинули наш город...

Но поскольку веских причин для задержания Накамура Коосуки не было обнаружено, то дальнейшую его судьбу можно только предположить.

“МВД. Департамент полиции. По особу отделу. Начальникам ГЖУ от 25 декабря 1910 г.

Выписка. В заключение департамент считает долгом высказать, что участие чинов жандармского ведомства в контрразведческой деятельности отнюдь, однако, не должно отражаться на успешном выполнении ими прямых своих обязанностей по ведению политического розыска...”

А в этом плане дел в России было через край.
10
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии