Время и Деньги
20.01.2010 Финансы

ЕБРР сменил татарстанскую “дочку” “Газпрома” в капитале “Спурта”

Вчера казанский банк “Спурт” сообщил о завершении сделки по покупке около 28,25% его акций Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Эксперты считают, что вхождение крупнейшего инвестиционного банка в капитал “Спурта” позволит ему укрепить свои позиции на рынке и стать универсальной кредитной организацией.

Согласно опубликованному официальному сообщению банка “Спурт”, ЕБРР купил акции у четырех его акционеров - генерального директора ЗАО “Инвестиционно-холдинговая компания “Татгазинвест” Рашита Сахапова (около 16,65% обыкновенных акций), генерального директора ООО “ПСО “Казань” Равиля Зиганшина (5,66%), бывшего генерального директора ОАО “Казаньоргсинтез” Наиля Юсупова (5,22%) и директора ЗАО “Региональная топливно-энергетическая компания” Айдара Судиярова (0,717% акций). В итоге ЕБРР консолидировал пакет в 28,246% акций и стал самым крупным акционером “Спурта”. Суммы сделок его участники не раскрывают.

Из досье “ВиД”. ОАО АКБ “Спурт” входит в пятерку крупнейших банков Татарстана. Уставный капитал составляет 1 млрд. руб. До сделки в числе основных акционеров банка значились ООО “Газ-Маркет” (19,84% акций), ЗАО “ИХК “Татгазинвест”” (17,77%), ОАО “Нижнекамскнефтехим” (14,05%), ООО “Инвест-импэкс” (7,38%).

ЕБРР в России уже имеет доли в капитале банков “Центр-Инвест”, “Кедр”, Ханса банка, Международного Московского Банка, КМБ Банка, НБД, Транскапиталбанка, Уралтрансбанка и “УРСА Банка”.

Отметим, что сделке с ЕБРР предшествовала еще одна - в марте этого года ЗАО “Татгазинвест” (татарстанская “дочка” ОАО “Газпром”) продало весь принадлежащий ему пакет акций - 14,77% “Спурта”, в равных долях (по 7,38%) двум неизвестным структурам - ООО “Техносервис-М” и ООО “Айрус”. В банке пояснили, что эта сделка является “транзитной”, и поскольку о вхождении ЕБРР в его капитал было уже объявлено, наблюдатели сочли, что именно эти компании станут продавцами акций. Возможно, так и случилось - пока “Спурт” не раскрывает новый состав своих акционеров. Но уже сейчас ясно, что банк полностью покинули газовики - ЗАО “ИХК “Татгазинвест”” является аффилированной компанией с ЗАО “Татгазинвест”, а Равиль Зиганшин ранее также работал в этой структуре. Кроме того, в марте свои доли в банке продали гендиректор ЗАО “Татгазинвест” Ринат Ханбиков (5,22% акций) и его заместитель Камил Абдуллин (6,78%).

Представитель ЗАО “Татгазинвест” сказал вчера “ВиД”, что “Газпром” избавляется от непрофильных активов”. Таким образом, произошедшие в “Спурте” перемены говорят о том, что он, до этого являвшийся по сути корпоративным банком “дочки” “Газпрома”, перестал быть таковым. В связи с этим наблюдатели прогнозируют неизбежные перемены в руководстве банка. Ринат Ханбиков, Камил Абдуллин, Рашит Сахапов и Айдар Судияров входят в руководящие органы “Спурта” - Совет директоров и правление, а руководитель “Татгазинвеста” возглавляет совет. Косвенно это подтверждают и в самом “Спурте”. Представитель банка сообщил, что по условиям сделки представители ЕБРР войдут в состав Совета директоров.

Впрочем, эксперты не считают уход “Татгазинвеста” из банка большой для него потерей - даже несмотря на то, что, как сказал “ВиД” один из участников рынка, “у газовиков и банка были достаточно теплые отношения”.

Представители ЕБРР в своем официальном пресс-релизе обещают, что их присутствие в числе акционеров “Спурта” “поможет укрепить капитал банка, поддержать его позицию на местном рынке, финансировать стратегию по региональному росту”.

В самом “Спурте” к приходу нового акционера тоже готовились давно. Еще осенью 2005 года банк подписал соглашения с ЕБРР о выделении $10 млн для кредитования малого и среднего бизнеса и линии в $4 млн. по программе поддержки развития торговли. С помощью этих средств банк ускорил диверсификацию своего бизнеса. “Стратегия банка нацелена на диверсификацию деятельности, которая сейчас состоит в основном из банковских услуг корпоративным клиентам, на сегмент услуг малому и среднему бизнесу и физическим лицам. Реализации такой стратегии должны способствовать кредитные линии от ЕБРР”, - отмечает аналитик московского подразделения Fitch Ratings Владимир Маркелов. Он также полагает, что “приобретение ЕБРР пакета акций “Спурта” должно оказать позитивное влияние на качество корпоративного управления банка”.

В целом эксперты считают, что с приходом ЕБРР казанский банк станет “более рыночным”: он сможет улучшить свое взаимодействие с другими международными компаниями, снизить стоимость кредитных ресурсов, расширить спектр предлагаемых технологий и продуктов. Все это позволит банку укрепить позиции на региональном рынке. Правда, эксперты предупреждают, что многое будет зависеть от того, как выстроятся отношения “Спурта” с ЕБРР. “ЕБРР приобрел небольшую долю в банке и формально существенно влиять на его политику не может. Поэтому дальнейшее развитие “Спурта” во-многом будет зависеть от его менеджмента”, - считает один из участников местного банковского сообщества.
23
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии