Время и Деньги
18.06.2007 Культура

Песнь Сольвейг для Пера

В Казани продолжается ХХ Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуреева.

Второй фестивальный вечер был отдан западноевропейской музыке - публике представили “Пера Гюнта” Эдварда Грига в хореографии Георгия Ковтуна. В музыкальную ткань балета были также введены “Норвежские танцы” и симфонические сочинения композитора.

Имя Ковтуна, ученика Николая Боярчикова, на афише, как всегда, предполагает зрелище небанальное, резкий хореографический рисунок, иногда игру на грани фола. Часто за ходом рассуждений хореографа бывает трудно уследить, но при этом все его смелые ходы всегда логически обоснованы и полностью вытекают из замысла композитора и либреттиста. Просто Ковтун иногда умеет просчитать тот допуск, что бывает возможен и корректен.

“Пер Гюнт” Ковтуна, с которым Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля объездил всю Европу, включая родную Ибсену Норвегию, это спектакль о поиске - истины, места под солнцем, себя самого. Практически все партии в фестивальном спектакле исполнили солисты нашего театра, что еще раз продемонстрировало высокий творческий уровень хозяев и подтвердило их право собирать в стенах своего театра такой крупный международный форум, как Нуреевский фестиваль. Исключение составила одна приглашенная солистка - это была исполнительница трех небольших партий Доврской девы, Морской девы и Дочери неба киевлянка Татьяна Голякова, которая специально выучила эта партии к фестивалю в Казани. Любопытно, год назад Голякова также выучила партию Сююмбике в “Шурале”, и в этом году казанцы снова увидят Татьяну в балете Фарида Яруллина.

Пер Гюнт - Денис Усталов - проходит длинный путь, путь страданий, открытий, понимания себя и мира. Он - вечный странник, в последней картине, вернувшись домой, ведет себя как обрадованный ребенок, потому что его ждали.

Центр спектакля - Сольвейг и ее песня, лейтмотивом проходящая через все действие. Она наделена, помимо ума и такта, главным достоинством для женщины - умением ждать.

Зима пройдет, и весна промелькнет...

Месяцы сливаются в годы, морщинки становятся уже привычными и не пугают.

Увянут все цветы, снегом их занесет...

Улетает очередной лист календаря. Она помнит, что несколько лет назад в этот день Пер... Она помнит Пера в этот далекий день.

Ко мне ты вернешься, мне сердце говорит...

Сердцу надо верить, сила любви Сольвейг и его матери Озе (Ольга Зарипова) вытащили Пера из всех передряг, помогли бороться с искушениями.

Похоже, что Пер мог позволить себе все эти поиски, все эти странствия, потому что был уверен: ему есть куда возвращаться, его ждут. Седой, измученный в конце спектакля, он остается для Сольвейг таким же желанным.

Елена Щеглова - Сольвейг, к сожалению, не стала достойной партнершей Дениса Усталова, в созданный которым образ веришь без промедления. Щеглова - немного холодна и отстранена, она одинакова и в начале, и в конце спектакля. Сольвейг - переводится с норвежского как “солнечный путь”, девушка, несущая весну. Увы, в балерине это “весеннее” не ощущалось.

Но линию Сольвейг по замыслу хореографа удачно “поддерживает” женский голос из-за кулис, без слов поющий знаменитую песню. Венера Ганеева, вышедшая в конце спектакля на поклон вместе с коллегами из балетной труппы, по праву разделила их успех. В ее голосе был этот весенний призыв, эта вера в чудо возвращения.

Сегодня на фестивале необычный день - впервые в Казани выступает театр Бориса Эйфмана с двумя одноактными балетами.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии