Время и Деньги
23.06.2007 Политика

Война санкций

Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Но история показывает, что экономические санкции часто лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить.

Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции. В 423 году до нашей эры Афины, доминировавшие в Элладе, запретили купцам из области Мегара посещать свои порты и рынки. Это привело к началу кровавых Пелопонесских войн. В эпоху империй введение санкций объяснялось меркантильными причинами: державы пытались подавить международную торговлю и накопить как можно больше денег для казны. Например, страны, торговавшие с Китаем, периодически вводили запреты на ношение шелковой одежды, дабы подорвать экономику и уменьшить влияние Поднебесной Империи. Борясь с Великобританией, император Франции Наполеон Бонапарт установил "континентальную блокаду", запретив европейским странам, оккупированным Францией или зависимым от нее, приобретать британские товары. Использование подобных политических методов привело ко многим конфликтам и войнам. Постепенно в мире возобладала точка зрения, согласно которой свободная торговля выгодна всем - и продавцам, и покупателям.

Стратегия применения торговых санкций против недружественных государств была впервые разработана и использована на практике тогдашней супердержавой - Британской Империей - в конце XIX века. В 1888 году население Великобритании составляло всего 2% от населения земного шара, но на долю этой страны приходилось 54% всех промышленных товаров, циркулирующих в мире. Этот рекордный показатель более никогда и никем не был превзойден. Торговые санкции были одним из наиболее часто применяемых Великобританией инструментов для давления на другие государства.

Британский философ Томас Хаксли в 1890 году записал мысль, которая стала своеобразным идеологическим обоснованием всех торговых войн: "Наш народ - народ покупателей. Покупатели хотят приобретать лучшие товары по лучшим ценам. Того же самого хотят и жители других государств. Если их правители будут препятствовать нам продавать им товары, то 5 или 6 млн. англичан очень скоро не будут иметь средств для пропитания. Поэтому мы должны защищать наши магазины от товаров, которые предлагают нам такие государства, и стремиться повлиять на их правителей".

Однако Первая мировая война возродила дух изоляционизма. Согласно американскому исследователю Джону Смиту, директору Института Экономической Демократии (The Institute for Economic Democracy), одной из причин начала Первой и Второй мировых войн стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами мира. К примеру, необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией (1914) тогдашними политиками обосновывалась необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии".

Мировая экономическая депрессия 1920-х и, особенно, 1930-х годов привела к тому, что многие страны повысили таможенные тарифы и понизили квоты на ввоз импортных товаров. Это было одной из главных причин начала Второй мировой войны. К примеру, вступлению Японии во Вторую мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами. Любопытно, что после начала Японией военных действий, США, тогда еще не участвовавшие в войне, ввели санкции на поставки нефтепродуктов в Японию. Япония, практически лишенная собственных источников нефти, сочла это актом экономической агрессии, что решающим образом повлияло на стратегический выбор Страны восходящего солнца. В 1941 году японцы атаковали США, а не СССР, главные силы которого вели бои с германскими нацистами.

После Второй мировой войны страны Запада решили, что кооперация поможет всем участникам мировой экономики больше, чем изоляция, тем более, что главный противник - СССР фактически проводил изоляционистскую политику. В конце 1940-х-1950-х годов международная торговля начала снова набирать обороты, кроме того, были впервые созданы международные структуры, которые регулировали торговые отношения и боролись с изоляционизмом. Это кардинально изменило мировую экономику.

По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organization for Economic Сo-operation and Development), в 1913 году, перед началом Первой мировой войны, доля экспорта в общем валовом национальном продукте (ВВП) стран Западной Европы составляла 8,8% (на долю стран этого региона приходилось более 60% мирового экспорта). В 1950 году она составила 8,8% (41% мирового экспорта), а к 1973 году достигла 18,7% (соответственно, почти 46%). Ныне она составляет, примерно, 44%. Для сравнения, в 1913 году для Российской империи этот показатель был равен 2,5% (4,1% мирового экспорта). Для СССР в 1950 году - 2,1% (5%), в 1973 году вырос до скромных 6,2% (7,5% мирового экспорта).

Тем не менее, институт экономических санкций не исчез. Санкции применяют международные организации, политические блоки, отдельные страны. Иногда санкции наносят колоссальный ущерб.

В 1973 году после войны Судного дня арабские страны-экспортеры нефти постановили ежемесячно снижать добычу нефти на 5% и полностью запретить экспорт нефти в страны, которые поддержали Израиль - США, Нидерланды, Португалию, ЮАР и Родезию (ныне Зимбабве). В результате, мировые цены не нефть выросли с $2,90 до $11,65, а страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса. Больше всего от нефтяного эмбарго, в стратегической перспективе, пострадали сами арабские государства. После "нефтяной атаки" Запад кардинально изменил свою энергетическую политику: автомашины - главные потребители нефти - стали более экономичными, страны-импортеры начали активно искать альтернативные источники нефти, а исследовательские организации получили колоссальные средства на поиск иных источников энергии, способных заменить нефть. Эмбарго 1973 года надолго ухудшило отношения арабских государств с Западом и на несколько лет лишило их доступа к инвестициям и передовым технологиям.

Схожие проблемы испытывают и другие страны, вводящие санкции. Институт международных экономик (Institute for International Economics) проанализировал, каким образом введенные США санкции повлияли на американскую экономику. В качестве объекта исследования был взят 1995 год, когда американские санкции действовали в отношении 26-ти государств. Исследование показало, что размеры американского экспорта в эти страны снизились на $15-19 млрд., что привело к утрате 200 тыс. рабочих мест в США. Однако это только краткосрочный эффект. В долгосрочной перспективе потери могут быть значительно больше, потому что место американских компаний немедленно заняли их конкуренты.

Самыми большими противниками экономических санкций являются транснациональные корпорации, которые заинтересованы в свободном выходе на иностранные рынки. Благодаря активности американских инвесторов, вложивших деньги в китайскую экономику, Китай получил наилучшие условия для торговли с США. При этом в Китае постоянно фиксируются многочисленные нарушения прав человека. Гораздо меньших грехов хватало, чтобы США и ООН вводили санкции против государств, не имеющих столь значительного экономического потенциала и не столь привлекательных для американских инвесторов. В результате, гигантские корпорации неожиданно для всех стали естественными союзниками организаций, выступающих в защиту прав человека. Многие исследования показывают, что санкции не наказывают преступных правителей, а, наоборот, еще более усугубляют положение широких слоев населения.

К примеру, международные санкции, введенные ООН против Ирака в 1990 году, не ослабили, а лишь укрепили режим Саддама Хусейна. Диктатор остался у власти, а уровень жизни иракцев резко снизился. В 1988 году, до вторжения Ирака в Кувейт и начала войны в Персидском заливе (1990), ВВП на душу населения в Ираке составлял чуть более $3,5 тыс., в 1998 году - только $1 тыс.

Санкции далеко не всегда помогают изменить поведение провинившегося государства. Санкции не привели к демократическим переменам на Кубе, в Ираке, Иране и в Северной Корее. Угроза введения международных санкций не заставила Индию и Пакистан отказаться от испытаний ядерного оружия в 1998 году. Исследования, проведенные Институтом международных экономик (Institute for International Economics), показали, что из всех односторонних санкций, введенных США с 1970 года, успешными были только 13%.

Тем не менее, иногда санкции достигают своей цели. Ливия долгое время была объектом экономических санкций со стороны ООН, США и государств Западной Европы. Причиной этого была поддержка террористов и участие агентов ливийских спецслужб в ряде терактов. Глава Ливии Муаммар Каддафи выдал правосудию двух агентов ливийских спецслужб, организовавших взрыв бомбы в самолете в 1988 году ("дело Локкерби"), в результате которого погибли 270 человек. Взамен ООН аннулировала санкции против Ливии. В конце 2003 года Каддафи согласился сотрудничать с международным сообществом в сфере нераспространения ядерного оружия и допустил инспекторов на ливийские ядерные объекты. В ответ США аннулировали свои санкции против Ливии, разрешили гражданам США посещать Ливию, а американским компаниям - вести бизнес в этой стране.

Санкции также сыграли позитивную роль в крушении режима апартеида в ЮАР. Ряд диктаторских режимов Южной Америки под воздействием санкций согласился провести демократические выборы. Высокопоставленные сотрудники Госдепартамента США неоднократно утверждали, что именно международные санкции заставили Сербию начать переговоры о войне в Боснии и Герцеговине и лишили Саддама Хусейна возможности восстановить потенциал своих Вооруженных сил. Исследование, проведенное Центром стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), показало, что санкции или угрозы введения санкций были успешными как минимум в трех случаях. В 1993 году Россия отказалась поставлять Индии усовершенствованные ракетные двигатели, в 1997 году ЮАР отказалась от идеи продавать современное вооружение Сирии, в конце 1990-х годов США смогли предотвратить закупку Китаем наиболее современных военных технологий.

Санкции продолжают быть популярными, потому что они являются относительно дешевым методом политического давления и вызывают меньше осуждения, чем военные вмешательства. В то же время, они демонстрируют избирателям, что государственные мужи пытаются изменить ситуацию.

(Washington ProFile.)
22
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии