Время и Деньги
26.05.2011 ТВ и кино

Сeкс-туризм в Минводах

Сериал “Печорин” с начала недели идет на Первом канале.

Экранизация классики - занятие вообще неблагодарное, потому как весь расклад знаешь наперед. Похождениями бравого российского прапорщика (не путать со Шматко) нас со школьной скамьи запичкали до устойчивого рвотного рефлекса - он же рефлексия.

Тем не менее, сюжет о вечном страннике привлекал русских кинематографистов аж с 1913 года, а предпоследняя версия вышла в застойном 1975 году. Печорина тогда играл Олег Даль, Грушницкого - Андрей Миронов.

Хочешь не хочешь, а роман подталкивает скорее к размышлению о том, каков наш современник, чем к методичному воспроизведению реалий середины XIX века. В случае Даля совпадение было почти буквальным - то же лицо, то же время.

Сценаристы нашего времени обошлись с текстом М.Ю. весьма вольно. Несущей конструкцией выбрана “Княжна Мери”, в нее довольно неловко вмонтированы “Фаталист” и “Тамань”, а “Бэла” - первая из четырех новелл о Печорине, записанная, как мы помним, странствующим офицером со слов Максим Максимыча, по всей видимости, будет отнесена в конец саги. Кстати, ни самого странствующего офицера, ни обаятельнейшего штабс-капитана нам пока не предъявили.

Над загадкой композиции романа лермонтоведы бились десятилетиями и сошлись на том, что М.Ю.Л. выстроил систему зеркал: сначала мы видим героя глазами стороннего человека, затем его сотоварища Максим Максимыча, а под конец сам Григорий Александрович изливает для нас весь яд и скепсис на страницах своего журнала.

Но герою нашего времени такие заморочки ни к чему. Сериал - наглядное пособие пикаперов на тему “как знакомиться с девушкой в общественных местах?”. То есть на водах, куда, понятное дело, не за лечением валил питерский бомонд, а за тем, что в наши времена называется “секс-тур”. Впрочем, если принять в расчет количество томящихся безхозных барышень, тема “как знакомиться” во все времена была актуальнее для женского пола, а с красавчиком Игорем Петренко (Печорин) любая согласилась бы протанцевать мазурку и без интеллектуальной вводной типа “А какой сейчас курс испанской песеты?”. Нелегкий процесс обольщения плейбой в эполетах предпочитает оставить случаю - двигателю приключенческого сюжета. Кстати, если помните, перед дуэлью Печорин читает Вальтера Скотта. Для современников М.Ю.Л. в таком выборе не было ничего необычного. Белинский писал, что “Герой нашего времени” - это, конечно, хорошо, но до Вальтера Скотта или Фенимора Купера г-ну Лермонтову далеко. Именно им задиристый поручик следовал, создавая образчик колониальной приключенческой литературы, но, как и надо ожидать от классика, перестарался. Со временем “Герой нашего времени” занял подобающую ему нишу - чтения для подростков, я в 8-м классе читала роман запоем. И кабы не нудные школьные сочинения... Приключенческую сагу Первый канал и снял. Бурки, папахи, шашлыки, подозрительно много воды, льющейся с неба, и загубленных птичьих жизней.

Что до остального... Нерв экранизации 75-года - актерский тандем Даля-Миронова. В сериале же пошляк Грушницкий заведомо проигрывает Печорину. Не хотелось бы обидеть актера Юрия Колокольчикова, но такая отвратительная рожа идеально вписалась бы в сюрреалистику сатирика Терри Гилльяма. В юнкере угадывается некая шизофрения, впрочем, действительно, в преддуэльном обещании зарезать Печорина Грушницкий предвосхитил персонажей Достоевского.

Умилительно наблюдать, как сценаристы врезают новеллы в ткань “Княжны Мери”. К примеру, чтобы ввести “Тамань”, Грушницкому понадобилось потерять кошелек, после чего д-р Вернер с мефистофелевской проницательностью предположил: “У вас его, верно, в Тамани вытащили”. Сразу возникают два вопроса. Первый - если Грушницкий посеял кошелек в Тамани, что так скоро обнаружилась пропажа? Неужто ни раз за время пребывания в Минводах юнкеру не понадобились деньги?

И второй - а что, у нас только в Тамани воруют?

* [email protected]
9
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии