Время и Деньги
16.07.2007 Политика

Война в СМИ США и России уже идет

Об этом можно судить по интервью, которое дал агентству Washington ProFile корреспондент газеты "Коммерсантъ" в США Дмитрий Сидоров.

-Как вы можете охарактеризовать нынешнее состояние американо-российских отношений?

- Как бой между машущей дубиной Москвой и совершенно не понимающим ситуации Вашингтоном.

Это чрезвычайно интересно, потому что никто не может понять, о чем Джордж Буш будет говорить с Владимиром Путиным, и малопонятно, зачем эта встреча вообще состоится. Буш, вероятно, попытается убедить Путина отказаться от применения вето в косовском вопросе и каким-то образом его уговорить "отдать" Иран - я имею в виду присоединение России к более жестким санкциям против Тегерана. Потому что ранее принятые санкции - это, на мой взгляд, не более, чем поглаживание тигра по щеке.

- Когда вы встречаетесь с американцами и представляетесь корреспондентом российской газеты, то какую реакцию это вызывает?

- До полугода назад отношение было очень хорошее, потому, что "Коммерсантъ" считался независимой газетой, несмотря на то, что принадлежал Борису Березовскому и по этому поводу были всякие разные разговоры... А потом (когда Ъ перешел под контроль нового владельца - Алишера Усманова. - Ред. "ВиД") я начал ощущать более жесткое отношение к себе… Потому что у людей возникло предположение, что моя газета стала прокремлевской.

Мне сложно это себе представить, я просто считаю, что, чем ближе к президентским выборам в России и чем больше паранойи и истерики в Кремле на эту тему - потому что они никак не могут решить, что им делать дальше, - тем жестче будут "закручиваться гайки" в отношении российских СМИ.

- Вы неизбежно читаете, что пишут о США российские газеты - не "Коммерсантъ". В этих публикациях вы узнаете страну, в которой работаете?

- Нет, конечно. Я не утверждаю, что я знаю и понимаю США лучше, чем кто-либо иной. Но, все-таки, я живу в этой стране почти 10 лет.

Здесь происходят две вещи. Во-первых, есть внутренняя цензура, связанная с указаниями, которые идут к журналистам от главного редактора, а к главному редактору - от Кремля. Я это все сравниваю с ЦК КПСС. Сидел когда-то секретарь по идеологии, а над ним сидел еще Михаил Суслов, и они дружно выравнивали информационное поле.

Ныне российские СМИ рисуют образ врага. Они доказывают, что США - это страна, которая максимально хочет зажать великую Россию, отправить ее на то место, которое у нее было в начале 1990-х годов. И все! Некоторые мои друзья - российские журналисты, работающие в США, говорят, что у них есть совершенно четкое указание писать обо всем плохом. Например, о том, что где-то что-то взорвалось или где-то кто-то трагически погиб. Они обязаны показывать, что в США тоже все очень плохо, а не только в России подобное случается. В результате, написанные о США статьи и показанные телесюжеты соответствуют действительности процентов на 15-20%. Все остальное - вымысел.

- Если посмотреть с другой страны: Россия постоянно жалуется, что западные СМИ изображают ее в негативном свете, что в отношении Москвы идет кампания диффамации. Президент Путин недавно призвал не делать из России "черта с рогами". В этом есть зерно истины?

- Я думаю, что президент Путин должен реально смотреть в зеркало. В данном случае "президент Путин" - это не Владимир Владимирович, это собирательный образ его кабинета. Эти люди придумали то, что называют "управляемой демократией". Такого понятия в мире нет: зато есть авторитаризм, есть диктатура... Люди, очень популярные в российском народе, скопировали такой вид правления. К демократии он не имеет никакого отношения, хотя в нем, безусловно, есть некоторые признаки демократии. Это и свобода выезда из страны, это и относительная частная собственность, которая законом защищена, но в реальности ее закон не защищает. Вот и все!

Предположить, что кому-то это не нравится, люди, входящие в "кабинет Путина" просто не могут. Все, что у них происходит, должно нравится абсолютно всем - и внутри страны и за рубежом. Они совершенно не понимают, что у каких-то людей может быть и иная точка зрения. Они не понимают важность существования "четвертой власти" - прессы. Если на прессу не надевать смирительную рубашку, то она двигает страну вперед. Ни один журналист не имеет права любить правительство - журналисту этого нельзя делать.

Люди в Кремле считают, что все, что у них происходит - совершенно замечательно. А на Западе сидят клеветники, которые совершенно не понимают тонкую душу, которая находится внутри искренних и добрых глаз президента Путина. Да ради Бога!

- Вы достаточно известный журналист. Насколько ваше мнение влияет на понимание россиянами ситуации в США, в мире, в России?

- Честно говоря, я не думаю, что у моего голоса существует большое влияние. Массовое сознание россиян совершенно не настроено думать об этом. Россиянин сидит в своей квартире, у него включен телевизор, из которого 24 часа в сутки говорят о том, что США - враг, что Россия - в кольце, и надо срочно пытаться защититься от этого врага (я называю это явление "синдромом монголо-татарского ига"). Это очень сложно перебить, даже работая в газете "Коммерсантъ".

- В странах Запада свободная пресса является важным источником информации для властей, потому что чиновники не в состоянии подмечать все нюансы. Для этого и нужны журналисты. Вы ранее сказали, что российское руководство не вполне адекватно оценивает реальность. На ваш взгляд, руководство России попало в плен им же созданной виртуальной реальности, либо оно может более-менее объективно анализировать ситуацию в стране и мире?

- Может, конечно. Другое дело, что, если я сказал, что оно может, - это совершенно не значит, что я хочу говорить о руководстве России в общем, как об эффективных менеджерах. Безусловно, большая часть членов российского правительства к эффективным менеджерам никакого отношения не имеет. Они очень хороши во внутренних интригах. Им надо отдать должное - они очень хорошо знают свой народ, настрой населения и историю России - они знают, как с этим всем работать. Вот они и выстраивают образ царя-батюшки.

Они великолепно могут анализировать какие-то вещи. Проблема в том, что эти люди выстроили определенную схему, под которую подводят свой анализ. Неважно, что они знают, что ситуация выглядит совершенно по-другому. Важно, чтобы ты или я не знали, что ситуация иная. Это опять же похоже на Советский Союз.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии