Время и Деньги
10.03.2008 Общество

Сколько шансов у сироты?

Садовая лужайка словно соткана из изумрудного шелка, а нарциссы так нежны и изящны! Каждый цветок словно обласкан солнцем, а небо такое чистое и высокое, каким бывает только весной...

У этого небольшого живописного полотна, где так много воздуха, солнца и весеннего настроения, останавливалось немало посетителей Казанской ярмарки. Кто-то спросил: "Какой подарок хотелось бы получить автору?" Оказалось, беличьи кисточки и новый холст. Именно об этом мечтала шестнадцатилетняя сирота Оксана Кондратьева, чьи работы были представлены в экспозиции детского дома-школы Советского района в день торжественного старта благотворительного марафона "Казань - город добрых людей".

Ах вернисаж, ах вернисаж...

Наша следующая встреча состоялась уже в детском доме. Оксана еще находилась под впечатлением "последнего звонка": выпускницы впервые в своей жизни надели длинные платья и совершили несколько выходов на сцену под восторженные аплодисменты всех обитателей детского дома. На кадрах из самодеятельного фильма можно увидеть Оксану в интересном по замыслу и безупречном по исполнению вечернем наряде, который был сшит по собственному эскизу своими руками.

Оксана уже давно воспитывается в социальных учреждениях: три года - в приюте "Марина", девять лет - в детском доме. Своих родителей не знает, но воспитателям удалось выяснить, что отец был художником, а мать - дизайнером. Оба рано ушли из жизни, и, наверное, поэтому способности дочери раскрылись не сразу. Сначала успехи в рисовании были чуть-чуть лучше, чем у других учащихся художественной школы, а в седьмом классе вдруг взяла и нарисовала картину "Большая Проломная", которая была подарена во время празднования 1000-летия Казани будущему представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камилю Исхакову.

С тех пор живописные работы Оксаны экспонируются на выставках самодеятельных художников, а там бывают не только ценители самобытного таланта, но и покупатели ее картин. Не так давно за две тысячи рублей купили "Нарциссы", и воспитатель детского дома Татьяна Спирюхина до сих пор печалится: "Надо бы сохранить на память, но девочке были так нужны на весну курточка и сапожки!". Так что на импровизированном вернисаже в комнате отдыха детского дома первых весенних цветов уже не увидишь, но есть немало других картин, которые вызывают интерес у профессионалов и восторг зрителей.

Как любой творческий человек, Оксана склонна к переменам в настроении. То заводная душа всей компании, то грустный и растерянный подросток, который может часами сидеть в одиночестве у окна... Как у всех сирот, у Оксаны недетские глаза: слишком рано осталась без опоры в жизни, а будущее зыбко, неопределенно, тревожно. Она окончила девять классов средней школы и, конечно, мечтает о поступлении в художественное училище. В течение года ездила на подготовительные занятия с карандашами, беличьими кисточками, листами ватмана, холстами, приобретенными на деньги спонсоров из политсовета татарстанского отделения "Единой России". Несмотря на подготовку, боится экзаменов. Особенно волнуется перед испытанием по русскому языку, потому что в ее классе часто менялись педагоги и есть пробелы в знаниях.

- Мы молимся, чтобы Оксана и другие наши выпускники смогли учиться дальше, приобрели ту профессию, которая им по душе, - говорит Татьяна Спирюхина. - Так хочется, чтобы дети, обделенные родительской любовью, наконец-то вытащили свой "выигрышный билет" и сумели нормально определиться в жизни.

Мечтать о вузе не запретишь

У выпускников детских домов, действительно, есть шанс получить высшее или средне-специальное образование. Но один может самостоятельно "дозреть" до этой мысли, другому - необходимо помочь реально оценить свои возможности, прежде чем принимать поистине судьбоносное решение. По информации Министерства образования и науки РТ, в прошлом году из 196 выпускников детских домов и интернатов восемь поступили в вузы, семнадцать - в техникумы, сто шестьдесят - в профессиональные училища. В нынешнем году из 197 выпускников четырнадцать готовятся к поступлению в институты, двадцать восемь - в техникумы, более ста сорока будут осваивать рабочие специальности в профессиональных училищах.

Практически во всех вузах Татарстана существуют квоты для поступления сирот, но далеко не всем удается сдать сложные экзамены хотя бы "на троечку", потому что, в отличие от домашних детей, выпускники детдомов готовятся к поступлению в вузы без помощи опытных репетиторов и вузовских педагогов. Тем не менее самые способные и целеустремленные поступают практически во все расположенные на территории Казани университеты и их филиалы в других городах республики. В последние годы коммерческие вузы ввели специальные сертификаты, обладатели которых могут учиться бесплатно, но без стипендии и общежития. Последнее обстоятельство зачастую является непреодолимым барьером на пути к высшему образованию, потому что у недавних детдомовцев нет ни кола, ни двора, а государственного денежного пособия не хватает даже на скромное питание. Однако есть и счастливые исключения из этих правил.

Сестры-тройняшки Света, Таня и Лена Макаровы родились в Лениногорске, но воспитывались в Нурлатском детском доме. Несколько раз пытались отыскать если уж не близкую, то хотя бы дальнюю родню, да все безрезультатно... Так никто из родственников и не узнал, какие замечательные девочки подросли: не только круглые отличницы, но еще и обладательницы черных поясов по карате! Окончив девятый класс, три сестры в сопровождении директора детского дома Асии Тагировны Шарафутдиновой отправились в Казань. После собеседования, которое проводила ректор ТИСБИ Нэлла Матвеевна Прусс, выпускницы детского дома были приняты на первый курс юридического лицея и в конце августа отправились покорять столицу Татарстана.

Сегодня сестры не без улыбки вспоминают свою растерянность и неустроенность в большом городе, где "никто и никому не нужен". Наверное, вернулись бы обратно в Нурлат, если бы не Татьяна Вениаминовна Забегина, которая в течение нескольких лет оказывает помощь воспитанникам и выпускникам детского дома. Именно с ее легкой руки стали постепенно решаться проблемы сестер Макаровых. Коммерческий банк "СПУРТ" назначил три стипендии по две тысячи рублей и выплачивает их ежемесячно в течение трех лет. Удалось снять недорогую частную квартиру, где "пришлись ко двору" мебель и кухонная утварь, подаренные добрыми людьми. Обновки для девочек шили мастерицы салона "Эбиволь", и никто из них не сокрушался о потерянном времени и потраченных силах.

В июне сестры Макаровы должны защитить и получить дипломы об окончании лицея. У Светы и Лены - только пятерки, у Тани есть несколько четверок. Через неделю-другую они станут профессиональными юристами-правоведами и обретут уверенность в завтрашнем дне. Но сестры, что называется, "вошли во вкус" и хотят учиться дальше. Возможно, выберут вечернюю или заочную форму обучения, поскольку понимают, что основательная помощь понадобится уже тем выпускникам, которые в эти дни еще только "осваивают" Казань.

То, чем занимается в течение длительного времени предприниматель, член Общественной палаты РТ Татьяна Забегина, в цивилизованных странах называется патронатным сопровождением и щедро оплачивается государством. В России еще не привилась такая форма жизнеустройства повзрослевших сирот, поэтому можно полагаться лишь на сострадание, отзывчивость и добросердечие людей, которые не могут жить спокойно, если кому-то рядом неуютно, страшно, одиноко. Поиск спонсоров и финансовое обеспечение, безусловно, важны, но они обязательно должны сопровождаться еще и моральной поддержкой, которая дорогого стоит.

У каждого из воспитанников Альметьевского детского дома есть свой шеф - одно из подразделений ОАО "Татнефть". Сначала нашлись скептики, которые иронично относились к идее коллективного шефства. Но потом оказалось, что детям, оставшимся без попечения родителей, нужны старшие друзья, к которым можно обратиться с любой проблемой, попросить помощи или совета. Каждый выпускник этого детского дома обязательно выбирает себе дело по душе, учится в том вузе или техникуме, о котором мечтал, и, конечно, имеет такой крепкий и надежный тыл, как трудовой коллектив нефтяников.

Но такие примеры, к сожалению, единичны. Все заняты проблемами собственного выживания и обустройства, а потому о дальнейшей судьбе детей-сирот, в основном, пекутся воспитатели и педагоги детских домов. А им не до размышлений о том, где их воспитанник со средним уровнем знаний может раскрыть свои потенциальные способности. Поэтому предпочтение отдается тем профессиональным училищам, где есть общежития и в столовой можно пообедать бесплатно. Так что большинству выпускников детских домов выбирать особенно не из чего: "Куда сказали, туда и пошел..." А результат известен - горькие разочарования, обида на весь мир, изломанные судьбы.

Ордер на квартиру, как орден на грудь

Понять, что на уме у воспитанников детского дома, можно даже по тому, что они рисуют или сочиняют. На одном из рисунков Оксаны Кондратьевой - красивое здание с симпатичными и веселыми детьми. Почти все рассказы в рукописных книжках литературного кружка Нурлатского детского дома начинаются со слов: "сижу у камина в нашем особняке", "так много гостей собралось в нашей просторной квартире..."

Едва повзрослев, каждый детдомовец начинает мечтать о родном доме, где утром пахнет пирогами, а вечером за круглым столом собирается вся семья. Но от этой идиллической картины до реальности - пропасть. Потому что жилье всегда было дефицитом, а счастливчиков во все времена можно было по пальцам пересчитать. В Чистополе совсем недавно торжественно вручили ордера и ключи от новых квартир четверым выпускникам детдома, в Набережных Челнах и Альметьевске отмечаются такие же новоселья... Но на этом, пожалуй, "торжественный список" можно считать закрытым.

По официальным данным, в жилье нуждаются 776 сирот, которые принадлежат к возрастной категории от 18 до 23 лет, 328 из них имеют веские основания для получения квартир в 2007 и 2008 годах. Спешат и нервничают те, кому "за двадцать", потому что любые льготы действуют до тех пор, пока человеку не исполнится 23 года. Перешагнул этот рубеж - переходи в обычную очередь! Значит, в перспективе бесконечные скитания по частным квартирам и получение долгожданной квартиры уже в глубокой старости.

Как известно, обеспечение жильем сирот отнесено российским законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации. Есть поручение Президента РТ и Госсовета РТ правительству Татарстана, где речь идет о необходимости определить порядок и условия предоставления жилья выпускникам социальных детских учреждений. Это могут быть как сертификаты на получение квартир, так и денежные средства, перечисляемые из республиканского бюджета муниципальным образованиям для строительства жилья.

Второй путь, с точки зрения председателя парламентского комитета по социальной политике Чингиза Махмутова, предпочтительнее. В этом случае местная власть могла бы эффективнее контролировать: попала ли по своему прямому назначению новая квартира и не старается ли прибрать ее к рукам кто-то из посторонних? Так что сейчас все зависит от того, когда и какое решение примет правительство, которое, надо полагать, тоже должно быть заинтересовано в том, чтобы у людей, хлебнувших горя с детства, появились достойные условия существования.

Пока еще неизвестно, как решится квартирный вопрос у социальных сирот, которые имеют прописку в тех же квартирах, где до сих пор проживают родители-алкоголики, только что вышедшие из тюрьмы братья-убийцы, родственники со справками из психоневрологических диспансеров... Вернуться в ту же среду, от которой спасали юристы, педагоги, воспитатели, значит, свести на нет всю ту кропотливую работу, которая велась в течение многих лет. Кому-то ценой невероятных усилий удается вырваться из этой западни, кто-то застревает в ней уже навсегда... Тоже больная проблема, до решения которой у общества никак не доходят руки.

...Оксана Кондратьева мечтает стать профессиональным художником. У Резеды Гариповой - хорошие вокальные данные. Саша Карасева может с ходу решить любую математическую задачу. Марина Андриянова играет каждую роль на школьной сцене настолько проникновенно, что зрители не могут сдержать слез. Лиза Рачковская написала очередную сказку с таким увлекательным сюжетом, что ее с удовольствием читают не только дети, но и взрослые.

Можно назвать еще немало имен тех детей, чьи способности уже проявились отчетливо и сильно. Правда, это произошло не в семье, а в детском доме, но ведь истинный талант от этого не потускнел и, возможно, со временем засияет еще ярче.

Так что пора отказываться от стереотипов, с помощью которых пытаемся прогнозировать будущее тех, чей жизненный старт начался с большой беды - предательства родителей. Не будем подсчитывать с калькулятором в руках, сколько "казенных детей" угодило на самое дно: попало в тюрьмы, стало наркоманами, доставило множество неприятностей окружающим… Скорее всего, в самую ответственную и сложную пору рядом не оказалось людей, которые проявили бы не просто жалость, а искреннее участие в судьбах сирот. Пусть будет совсем другой сюжет развития событий у детей, которые сейчас делают свой первый шаг в самостоятельную жизнь. Они это выстрадали и заслужили.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии