Время и Деньги
14.02.2009 Экономика

Америка России подарила пароход...

Известный британский новеллист Сомерсет Моэм в свое время дал характеристику княжеству Монако как месту, где сочетаются прелести пляжей средиземноморья и низких налогов на капитал: солнечное место для теневого люда. Думаем, что эта характеристика не только не утратила актуальности ныне, но и стала неким девизом для сотен новых подобных "налоговых гаваней". Эта тема будет сквозной в нашем резюме деловой стабильности в России за июнь 2007 года. Тем более материал выходит в период визита Президента РФ Владимира Путина в США.

Начнем с того, что аккурат накануне визита в прессу была вброшена информация о том, что американская экономика заинтересована в российских нефтяных и газовых долларах. Резонно задать сакраментальный вопрос: кому это выгодно? Америке - да, так как ее собственный капитал до лучших времен начинает "просеиваться" в офшорные зоны и в зоны меньшего риска для активного бизнеса. По заявлениям экспертов The Economist (февраль 2007), общая сумма этих "отсевов" в мире достигает цифры в 250 млрд долларов США ежегодно и только на налогах. Ясно, что капитал уходит прежде всего из сфер менее привлекательных для бизнеса и менее защищенных с точки зрения самого бизнеса. Вот туда-то и хотят пригласить радушно наш капитал, который, по большому счету, и частным назвать не с руки: деньги из стабфонда, а значит - общественные, народные. Теперь прикиньте сюда норму процента в США с учетом интереса оборотного капитала, которой явно далеко до нашей "теневой", а также то, что в США на банковские и налоговые льготы могут претендовать лишь фирмы, начиная с довольно приличного уровня капитализации, который мы сразу же, придя в США, явно не вытянем, и наконец то, что реальная экономика начинает все больше перекладывать налоговое бремя с мобильных финансовых факторов производства (страхование, кредит, лизинг) на немобильные нефинансовые (труд, технология, недвижимость), и увидите, что "янки" нам предлагают, грубо говоря, почистить их "авгиевые конюшни" неликвидного капитала в ущерб, опять-таки, нашей экономике, которую они одарят, в лучшем случае, очередной "Севрюгой", а также за счет общего благосостояния нашего населения, которому они подарят, в лучшем случае, очередного "микки-мауса". Мы опять наступим на те же грабли, что и в 90-е годы, только позволим теперь уже нашему, худо-бедно, доморощенному капиталу "развести" нашу экономику на "секонд-хенде". Мы для чего создали свои ОЭЗ? Вот ими и надо заниматься: как опять же говорят эксперты The Economist, бизнес в этом секторе мировой экономики испытывает настоящий бум - общие активы, аффилированные в так называемых "налоговых гаванях", достигают суммы в 5-7 триллионов долларов США, что составляет примерно 6-8% общего мирового богатства. Если обратиться к такому показателю, как уровень ВВП на душу населения, то по этому рейтингу 15 богатейших стран мира за 2006 год выглядят следующим образом (в тысячах долларов США на человека):

1. Бермудские острова - 70

2. Люксембург - 68

3. Экваториальная Гвинея - 50

4. Объединенные Арабские Эмираты - 50

5. Норвегия - 48

6. о. Гернси - 45

7. Каймановы о-ва - 45

8. Ирландия - 45

9. США - 45

10. о. Джерси - 40

11. Брит. Виргинские о-ва - 40

12. Исландия - 38

13. Дания - 38

14. Гонконг (Сянган) - 35

15. Канада - 35

Безусловно, за этими зонами благоденствия тянется "шлейф" налоговых тайн, но, как опять-таки говорят эксперты все того же The Economist:

во-первых, времена нелегальных "касс" и "заначек" безвозвратно ушли в прошлое, и теперь офшор - это хорошо и грамотно управляемая финансовая территория, подчиняющаяся международным правилам;

во-вторых, налоговые льготы, как и финансы в целом, стали на современном этапе основным "фронтом" конкурентной борьбы между ведущими развитыми экономиками мира, куда вынуждены подключаться в условиях глобализации и экономики развивающиеся (тем более, что общий уровень богатства стран вырос до 90 триллионов долларов США, где не малая доля есть и этих стран, особенно таких, как Индия, Китай, Бразилия). Для тех же США это особенно актуально еще и потому, что их оншорные транснациональные компании активно используют такой механизм ухода от налогов, как "трансферные цены" на товары, реализуемые через свои многочисленные международные филиалы: тот же The Economist отмечает, что с 1998 по 2000 годы представительства американских компаний за рубежом подняли свою общую доналоговую прибыль на 45%, или на 64 млрд долл. США, доведя ее до суммы в 208 миллиардов долларов - и почти наполовину этому способствовали расчеты через офшорные зоны, что снизило общие налоговые поступления в федеральную казну с 24,2% до 20% по всем показателям в целом. Наконец, в последнее время все больше нефинансовых компаний в мире (в том числе и в России) покрывают свои основные обязательства по пенсионным отчислениям и планам товарных запасов в филиалах, а также накапливают свои наличные активы, через всевозможные "эзотерические" финансовые операции на фондовых, кредитных и иных финансовых рынках (в качестве примера можно назвать "Дженерал Электрик" в США и "Газпром" в России).

Поэтому если мы обратимся к ИДС за июнь 2007 года для России, то он показывает нам, что в течение одного месяца наша экономика трижды подходила к уровню 2.0, а один раз и вовсе на него вышла - следующий уровень уже выходит на нестабильность. Это говорит о том, что нам надо срочно собирать все свои финансовые резервы и тем более никому их не дарить за здорово живешь - они нам самим скоро понадобятся, когда начнем латать свою экономику в условиях "глобальных" волнений на финансовых и товарных рынках в мире. И заняться своими финансовыми иншорными зонами (какая там зимняя Олимпиада - до нее мы еще не доросли). При всей их "прожорливости" по налоговой части и "паразитизме" по части реальных инвестиций, у этих финансовых образований есть один положительный момент, на который обратили внимание эксперты Мичиганского университета (то же издание The Economist за февраль 2007 года): изучая практический опыт сосуществования оншоров и офшоров на примере транснациональных американских компаний, они пришли к парадоксальному выводу - офшоры приносят больше пользы соседним с ними оншорам в виде стимулирования бизнес-активности на их жизненном пространстве, чем вреда от своего "льготного" присутствия по соседству с ними, а с другой стороны сами оншорные компании могут использовать это конкурентное соседство себе во благо (требуя от местных властей тех же налоговых преференций для себя по определенным группам товаров и услуг).
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии