Время и Деньги
17.09.2007 Культура

В Качаловском появилась новая должность

Со вчерашнего дня в штатном расписании Государственного академического Большого драматического театра имени В.И.Качалова произошли изменения - появилась новая должность. Об этих новшествах мы беседуем уже с бывшим главным режиссером театра Александром СЛАВУТСКИМ.

- Александр Яковлевич, как называется ваша новая должность?

- Она называется директор - художественный руководитель.

- Что это принесет театру, что поменяется в его структуре?

- Де-факто творческой власти у меня в театре было достаточно, комплексов, что что-то не исполняется и кто-то не подчиняется, у меня не было. Но юридически эта структура двоевластия, когда есть главный режиссер и директор, умерла еще до того, как я начал заниматься режиссурой. В свое время это было сталинское ноу-хау, когда главный режиссер жаловался на директора, а директор - на главного режиссера. Компромисс находится с большим трудом. Органичные союзы в истории нашего российского театра существуют крайне редко, потому что два человека все равно будут иметь разные точки зрения. Единомыслие - оно только на кладбище. Тем более, что основа творчества - субъективизм. Кто-то кому-то должен быть подчинен. И не потому, что театр - это армия, а с той точки зрения, что в театре должен быть диктат творчества. А хозяйственная часть может контролироваться исполнительным директором. Тем более, что в Качаловском театре я никогда не был отключен от хозяйственных вопросов и не чурался их, занимался и гастрольной деятельностью, и вопросы строительства мимо меня не проходили. Для меня ничего нового не произошло, случилось уточнение структуры, которая единственно органична для театра. На Западе везде есть одна и та же форма: артистик-директор, это руководитель театра, потом идет интендант, то есть исполнительный директор, менеджер, управленец. Все службы театра работают на одну идею - создание произведения искусства. Рождает ее творческая личность. У творческого человека должно быть право вето. Я приехал в Казань из Ростова-на-Дону, где был художественный руководитель-директор. Опыт у меня есть. Я строил там здание театра, которое в несколько раз больше здания Качаловского.

- Не может так получиться, что хозяйственные дела перехлестнут, и для творчества не останется места?

- Так случиться не должно. У нас никогда не было конфликтов, склок, собраний, жалоб, взрывов. Я много лет проработал с директором Григорием Первиным и работал бы и дальше, если бы он не ушел на пенсию, так что перемены произошли в нашем театре легко, в целом ничего не изменилось. Мы найдем молодого и инициативного исполнительного директора.

- Кандидатуры уже есть?

- Это штучный товар, человек должен любить и знать театр, он должен обладать организаторскими способностями, должен знать менеджмент и экономику. Такого человека надо выращивать. Театральная структура, когда вместо главного режиссера появляется директор - художественный руководитель, новая для Казани, но она уже давно принята во всем мире, есть она и во многих российских театрах - в МХТ, у Калягина, у Додина, всего в России 40 театров так работают. Театр - это такая специфическая структура, где надо точно понимать суть производства. Так что ничего кардинально мы не поменяли, мы просто улучшили структуру театра. Это правильно и разумно, возможно, что со временем это коснется и других наших татарстанских театров.

- Театр в ближайшее время едет на гастроли...

- Так получилось, что мы в этом году не смогли поехать на гастроли в Болгарию, думаю, что они состоятся позже. Зато мы едем в Краснодар, считается, что это трудный для гастролей город, но я не люблю простых маршрутов, я полагаю, что нет сложных городов, театры должны работать достойно. А в октябре мы откроем в Казани сезон, возможно, успеем выпустить новую постановку, это будет премьера спектакля “Глумов” по пьесе Островского “На всякого мудреца довольно простоты”.

5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии