Время и Деньги
16.06.2011 ТВ и кино

Любо, батька, любо

Редкий случай - сериал “Девять жизней Нестора Махно” вроде бы не изобиловал резкими поворотами сюжета, но тем не менее рейтинги фильма достаточно высоки.

Чем это можно объяснить? Ведь не “мыльник” нам предложили, не детектив, а просто фрагменты биографии. Скорее всего, у российского зрителя есть желание смотреть нечто напоминающее историю, да и личность самого батьки весьма привлекательна своей загадочностью.

Нельзя сказать, что Махно раньше не мелькал в кинофильмах - правда, образ его в этих лентах отдавал некой водевильностью. Можно вспомнить батьку Махно в исполнении Бориса Чиркова, поющего “Любо, братцы, любо” или злодея Нестора Ивановича, который расстреливает толпу, катаясь на площади Екатеринославля на карусели в экранизации романа Алексея Толстого “Хождение по мукам”.

Режиссер “Девяти жизней Нестора Махно” Николай Каптан от карикатурности, естественно, уходит - во всяком случае, стремится к этому. Не всегда получается. Как в старых фильмах про Отечественную войну, когда умные советские разведчики побеждали дураков-немцев, анархисты борются с очень карикатурными большевиками, среди которых особенно выделяется вселенский злодей Троцкий. Даже те большевики, что относятся к Махно с пониманием, весьма водевильны. Что стоит диалог батьки с матросом Дыбенко, когда последний рассказывает Махно про свою супругу, которая “вместе с Кларкой Цеткой придумала теорию “стакана воды”, ничего не ест, не пьет, а только статьи пишет”.

Но карикатурность карикатурностью, а образ Махно и, может быть, в этом одна из причин интереса к фильму, получился обаятельным из-за назначения на главную роль актера Павла Деревянко. Такой шарм в глазах, такие привлекательные бесшабашность и удаль, такой скромный сердцеед получился. С таким атаманом “не приходится тужить”.

Жаль, композиционно фильм не совсем правильно выстроен: в последней серии все как-то скомкано, а в предыдущих одиннадцати - масса длиннот.

Правда, злодеяния махновцев показаны в полной мере, да и сам Нестор Иванович выглядит отнюдь не как ангел - один расстрел священника чего стоит, а от эпизода, когда в реке топят офицеров, - мороз по коже.

Кто и показан с симпатией, так это белое войско. Может быть потому, что одним из авторов сценария стал Игорь Болгарин, в свое время написавший сценарий фильма “Адъютант его превосходительства”, где впервые в истории тогда еще советского кино были выведены белые офицеры - нормальные русские люди, как и представители других слоев, попавшие в мясорубку революции.

“В девяти жизнях Нестора Махно”, по сути, та же мясорубка: правые на первый взгляд оказываются виноватыми, и наоборот. И Махно, человек с очень неплохими от природы задатками, не избегает этой всеобщей участи.

А зритель... Возможно, он решит все-таки узнать, каким на самом деле был батька-анархист, и начнет читать что-то историческое, что само по себе уже похвально. Кстати, на днях вышла книжка Михаила Веллера о Махно.

3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии