Время и Деньги
24.04.2008 Общество

"Глиняный дом" вместо "Дома-2"

Махнуть в сердце Азии. Когда тебе 20. За новыми друзьями, ради науки - она штука захватывающая.

Экспедицию организовали в лучших традициях геологических, археологических, фольклорных студенческих экспедиций советского времени: на раскопки древнеуйгурской крепости Пор-Бажын в республике Тува съехались 250 человек из нескольких вузов России. В их числе были 50 студентов Казанского государственного университета, вернувшиеся домой в начале августа. Но обо всем по порядку.

Форт Пор-Бажын, "Глиняный дом" в переводе с тувинского языка, находится неподалеку от границы с Монголией. Древние развалины, датированные приблизительно VIII веком н.э., ученые обнаружили еще в конце XIX века, первая археологическая экспедиция в Пор-Бажын была направлена в середине ХХ века. Но масштабные работы по исследованию и восстановлению уникального памятника истории и культуры начались недавно: дело в том, что историей крепости заинтересовался бывший житель Тувы Сергей Шойгу. По словам главы МЧС России, "это не блажь большого начальника. Мы хотим не только воссоздать храм, но и заинтересовать молодежь, "выдавить" из их мозгов все эти "Дома-2"". По замыслу министра, территорию крепости можно превратить в "российский Шаолинь", историко-культурно-образовательный центр, где будут преподавать философию, тибетскую медицину, верховую езду и восточные единоборства. В попечительский фонд дорогостоящего и не имеющего в мире аналогов проекта вошли представители политической элиты страны.

Пока же в истории Пор-Бажына больше вопросов, чем ответов. Григорий Семенов, заведующий отделом востока государственного Эрмитажа, в интервью "Российской газете" признался:

- Когда мне в руки впервые попал план крепости Пор-Бажын, моей первой реакцией было полное изумление. Потому что такого замечательного памятника такой сохранности, в таком необычном месте и необычной планировки мне не попадалось никогда.

Крепость посреди острова на горном озере Тере-Холь была построена с размахом - четыре гектара земли окружают стены высотой до 25 и толщиной до 9 метров. На территории размещались дворец, жилые постройки, два двора: внутренний, служивший чем-то вроде накопителя, и центральный. Но зачем мощное оборонительное сооружение воздвигли в безлюдном месте? Как погибла крепость? Почему на территории до сих пор не обнаружены останки людей? Наконец, какова была функция "глиняного дома"- форт, дворец - летняя резиденция кагана, храм? Высказываются самые фантастические идеи, например, что Пор-Бажын являлся входом в Шамбалу. Ходят даже слухи, что перед началом раскопок глава МЧС обращался за помощью к шаману.

- Это не так, - рассказывает участница экспедиции, студентка юрфака КГУ с очень "географическим" именем Онега. - Шаман действительно совершил обряд до начала работ, но сделано это было не для того, чтобы умилостивить духов, а для того, чтобы успокоить местных жителей. Тувинцы очень бережно относятся к земле, почитают духов земли, воды, гор и предков. Например, когда мы сидели, по привычке опершись руками о землю, ребята из Тувы говорили: "Что вы делаете! Так нельзя!".

Азия встречала участников экспедиции сорокаградусной жарой. Ураганами. Песчаными бурями. Пейзажами умопомрачительной красоты. Горы. Озеро. В студеной воде движутся огромные тучи, и человек словно помещен между двумя этими безднами. Неудивительно, что, когда настало время возвращаться в Казань, ребята плакали. Вылета на большую землю ждали несколько часов и поговаривали, что Тува не хочет отпускать экспедицию...

Многие из участников казанского отряда до Пор-Бажына не то что в экспедициях, даже в походах не бывали. Но быстро привыкли к по-армейски строгому распорядку дня, перловке и кропотливой работе в раскопах. Мало того, в свободное время студенты покоряли горные вершины (под присмотром спасателей из МЧС, курировавших экспедицию, конечно), учились кататься на лошадях, слушали лекции о тувинской истории и культуре и танцевали до упаду, а двое вернулись в Казань влюбленной парой и вскоре собираются создать семью. Познакомились они в "Глиняном доме".

6-й раскоп, где работали большинство ребят из казанского отряда, в лагере прозвали "гвардейским": за одну смену длиной в месяц казанцы выполнили план на весь 2007-й год. 6-й раскоп занимал часть территории внутреннего двора. В экспедиции вместе с истфаковцами участвовали филологи, физики, юристы. Студенты факультетов, не связанных с археологией, в одночасье стали тружениками лопаты и кисточки. И работали успешно: среди "казанских" находок - керамическая посуда и серебряная мужская серьга. Нашла ее Валерия Кабанова из Набережных Челнов. Пока это единственное ювелирное украшение, обнаруженное на территории крепости. Сережка была откопана в выгребной яме - предположительно, ее потерял строитель крепости. Но самые многочисленные находки - это обломки черепицы, которой на территории крепости столько, что участникам экспедиции разрешили взять по кусочку домой. Хотя, по местному поверью, вещь, оторванная от места, может принести несчастье. Еще казанцы находили фрагменты глиняной лепнины, окаймлявшей дворец кагана, являющие собой маски дракона. У древних уйгуров существовал культ Небесного Огнедышащего Змея, которому они поклонялись как Богу войны. Но на снимках воинственное чудище кажется безобидным и напоминает обезьянку.

Летняя экспедиция в Пор-Бажын - это самое начало работ, исследования и реставрация продлятся до 2009-го года, и планируется, что отряды из Казанского университета отправятся в загадочную крепость еще.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии