Время и Деньги
13.10.2007 Культура

Гражданин мира, родом из Казани

Вчера нашему земляку Василию Аксенову исполнилось 75 лет.

Всю жизнь в журналистике лелею мечту: взять интервью у Василия Павловича, хотя понимаю, если бы удалось воочию увидеть любимого писателя, возможно, потеряла бы дар речи от благоговения.

Наверное, многие удивятся, когда прочтут, что Василий Аксенов - мой любимый с детства писатель. Как так, он же никогда не писал для детей? Да все очень просто: еще дошколенком родители взяли меня с собой на дневной спектакль в Качаловском театре, ну просто не могли не взять, потому что премьеру надо было обязательно посмотреть, о ней говорил весь город, - это были знаменитые "Коллеги" Аксенова. Инсценировку сделал Игорь Ингвар, а режиссером был Борис Литвинов. На сцене молодые люди - Максимов, Зеленин, Карпов - отстаивали свое право быть независимыми, жить по совести. Они словно говорили от имени автора, который был так же молод и решал для себя многие нравственные вопросы. Конечно, все это я поняла намного позже.

Аксеновские "Коллеги", которые я прочла, уже учась в школе, и все еще хранящие в памяти ситуации из того спектакля, конечно, были в начале шестидесятых глотком свободы в стране, переживающей "оттепель". "Оттепель" отзвенела, а Аксенов продолжал писать так, словно не было вокруг него застоя, словно он не видел его. Он изначально был потрясающе внутренне свободным человеком, каковым продолжает оставаться и сейчас.

Всегда приятно сознавать, что тема Казани, упоминание о нашем с ним родном городе, то и дело возникают в его творчестве, хотя писатель иногда и позиционирует себя как "гражданина мира". Эти упоминания есть и в ранних рассказах Василия Павловича, есть в "Апельсинах из Марокко", есть в публицистике. Помню, как однажды с удовольствием прочла в журнале "Юность" потрясающий отчет Аксенова о поездке на джазовый фестиваль в Таллин, там есть такой эпизод, когда писатель идет по улочке вверх к Олевисте и встречает одного из музыкантов оркестра Олега Лундстрема, с которым дружил в Казани. Любовь Василия Павловича к джазу - тоже казанская, берущая начало от концертов в Доме офицеров, от музыкальных пауз перед началом кинофильмов в кинотеатрах "Родина" и "Татарстан".

Аксеновская Казань в некоторой степени еще жива - стоит дом на Горького, где он жил с родителями, есть здание, где когда-то была его школа на той же улице, жаль, разрушается деревянный одноэтажный особнячок на нынешней улице Муштари - в этом доме он воспитывался в семье родственников после того, как родители были репрессированы. А Аксенов, естественно, храня в душе память о родине, одинаково счастливо живет сейчас и в Америке, и на берегу океана во Франции.

Романы, которые он пишет в последние годы, дарят нам, с одной стороны, совсем нового Василия Аксенова, с другой - то там, то здесь возьмет и проскользнет казанский стиляга, балагур, гусар, который превыше многих добродетелей ценит верность слову и крепость дружбы.

Сейчас он гоняет на своей машине по петляющим дорогам на побережье, гуляет в часы отлива босиком по илистому дну, подставляя лицо океанскому ветру, и пишет в день не менее одной страницы - таков его уговор с самим собой. А мы по-прежнему ждем его новых книг.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии