Время и Деньги
27.02.2011 Авто

Когда “стреляют” КАМАЗы

Бронезащита всегда была уязвимым местом военных автомобилей. Известно, например, что водители, работавшие на афганских дорогах, просто завешивали боковые окна “брониками”. Кому-то помогло... Словом, идея серийного отечественного бронеавтомобиля давно требовала воплощения. И нет ничего удивительного, что его сделали на ОАО “КАМАЗ”.

Памятник КАМАЗам!

Война в Афганистане выявила немало “автомобильных” проблем. И многим офицерам заводской военной приемки постоянно приходилось выезжать для оказания специальной помощи в ограниченный контингент советских войск. Впрочем, результаты боевых действий показали: КАМАЗы приспособлены для горных условий лучше, чем другие советские машины. Челнинские грузовики успешно справлялись со всеми задачами, а часто и спасали людям жизнь. К концу войны солдаты и офицеры даже предлагали поставить памятник КАМАЗам.

В те же годы начали решать проблему уязвимости водителей от пуль и осколков - разрабатывали конструкции, улучшающие защиту кабин. По временной технологии дорабатывали серийные автомобили. Например, обшивали кабину изнутри броневыми листами. Никто изначально и не предполагал, как трудно они “вживляются” в машину. Тем не менее с задачей справились достойно и в короткие сроки.

И это далеко не все, что сделал КАМАЗ для спасения жизней наших солдат и офицеров. Немало послужил в войсках самосвал КАМАЗ-5511, камазовскими дизелями оснащали “Уралы” и бронетранспортеры БТР-80. Челнинцы также отправляли армейским авиаторам компрессоры на автомобильном шасси и автозаправщики. Но все это еще не были именно боевые машины. Решение об их создании появилось лишь после того, как в Афганистане побывал тогдашний главный конструктор КАМАЗа Рамиль Абдреевич Азаматов (ныне - директор проекта КАМАЗа “Специальные автомобили”). Именно у него и родилась идея создания бронеавтомобиля. Он же стал и главным разработчиком новой машины - КАМАЗ-43269 “Выстрел”.

Не искали легких путей

Суть. Из-за отсутствия легкой, быстроходной техники с надежной броней и невозможности вести бой во время передвижения на автотехнике гибло много солдат. И Рамиль Азаматов предложил разработать бронеавтомобиль с соответствующими технико-тактическими характеристиками. И чтобы в каждой такой машине, кроме водителя, умещалось целое отделение (девять солдат и командир).

Но после вывода советских войск из Афганистана тема бронеавтомобиля была закрыта и возобновлена лишь в 1997 году благодаря повышенному интересу к ней Федеральной пограничной службы России и лично ее тогдашнего руководителя Андрея Николаева. На южных границах было неспокойно, и КАМАЗами собирались заменить устаревшую технику пограничных нарядов. Появились первые эскизы КАМАЗа-43269, был изготовлен макетный образец, а позднее для пограничников выпустили и опытную партию бронеавтомобилей.

Но вскоре разразился дефолт, и о государственном финансировании пришлось забыть. Прошло немало времени, пока завод нашел деньги на продолжение работ... Интересно, что из сделанных на сегодня “Выстрелов” большую часть приобрели вовсе не военные. Машины оказались востребованы для перевозки радиоактивных материалов, взрывчатых веществ и ценных грузов.

Использовался ли при конструировании обширный зарубежный опыт? В середине 80-х годов этой возможности у советских инженеров не было. А позже такой необходимости не возникало: Рамиль Азаматов и его коллеги - по-настоящему творческий коллектив (надо отметить в проектировании “Выстрела” большой вклад специалистов МГТУ им. Баумана). Конструкторы не пошли по пути копирования чужих разработок, сразу отказались и от идеи установки бронированного корпуса на серийную раму. Было принято решение о создании принципиально нового автомобиля, но, тем не менее, максимально унифицированного с армейским камазовским семейством “Мустанг”

Нечему гореть

Поэтому, по сути, абсолютно оригинальны только несущий бронекузов и органы управления, что вызвано переходом к капотной компоновке. Любители старины, пожалуй, найдут в облике “Выстрела” немало общего с легкими бронетранспортерами середины 50-х годов, но сходство объясняется лишь функциональностью: пуля по-прежнему рикошетит от наклонных бортов, а V-образное днище рассеивает энергию взрыва мины. Толщина брони - 16 миллиметров, класс защиты - 6, но еще больше обезопасит экипаж локальное бронирование. Возросшая из-за этого масса компенсируется установкой более мощного дизеля - до 360 лошадиных сил, а также увеличением жесткости подвески. Боковые люки - для водителя и командира машины, две двери в корме - для десанта. На лавках или сиденьях размещается до 10 бойцов, и, если нужно, они могут вести огонь через бойницы. Есть несколько вариантов остекления: спецназ и милиция требуют большего обзора по бортам, гражданские - спереди, ВДВ - на крыше. Так что разноплановый интерес к машине очевиден.

В отличие от танков и БМП дизель в “Выстреле” запускается быстро, без предварительной прокачки масляной системы. Но внутренние шумы сопоставимы с тяжелой бронетехникой: голые бронелисты - слабая шумоизоляция, зато нечему гореть. Однако для стороннего наблюдателя езда “Выстрела” почти бесшумна - тоже удобно при разного рода спецоперациях. Управлять бронеавтомобилем не сложнее, чем грузовиком, а скорости разгона позавидуют водители стандартных КАМАЗов. Передачи включаются мягко - к обычной коробке пристыковали блок электропневматического управления. Кстати, бронеавтомобиль полностью соответствует международным требованиям по эксплуатационным свойствам, экологическим и другим параметрам.

В мае 2003 года КАМАЗ выполнил первый крупный заказ на поставку бронеавтомобилей - для Минатома России. Однако частые реорганизации в структурах силовых министерств и недостаточное финансирование задерживали продвижение проекта, а следовательно, и производство. Тем не менее конструкторы КАМАЗа, почти без серьезных инвестиций, продолжали разработку машины и ее адаптацию под требования потенциальных заказчиков.

Штучный товар

“Полицейская машина” - так обычно называются аналоги “Выстрела” на Западе. Но, по словам Рамиля Азаматова, КАМАЗ-43269, благодаря специфике конструкции, найдет не только “силовое” применение. В военно-полевых условиях он может стать даже медицинской машиной. Всерьез интересуются разработкой КАМАЗа, например, пожарные. Естественно, во всех этих случаях бронеавтомобиль подвергается конструкторским изменениям - в соответствии с новыми технико-тактическими заданиями, эксплуатационными требованиями и желаниями заказчика. Конечно, все разрабатываемые модели проходят специализированные испытания.

Как говорят специалисты, автомобиль совершенен в своей эксплуатационной нише, и отзывы о нем только положительные. Но товар это все-таки больше штучный, и крупные заказы на него бывают сравнительно редко. Отчасти и от этого информация о том, сколько бронеавтомобилей выпущено - не только коммерческая тайна КАМАЗа, но и конфиденциальная информация того или иного заказчика.

Впрочем, творческий запал камазовских конструкторов, кажется, неисчерпаем. Свидетельство тому - другие, не побоимся этого слова, суперразработки. Уже более восьми лет на КАМАЗе действует программа “Специальные автомобили”. Чаще всего она остается “за кадром”, поскольку связана с обязательствами КАМАЗа соблюдать конфиденциальность. Можно только сказать, что иногда приходится выполнять и иностранные, причем весьма специфические, заказы на изготовление очень интересных по конструкции и назначению автомобилей. Один из них - “Бархан” - отличное средство передвижения для командного состава.

Так что КАМАЗ-43269 - это только первый “выстрел” большой программы. Но очень меткий.
91
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии