Время и Деньги
26.10.2007 Культура

Приходите, но зал закрыт

В канун Дня республики и Дня города в Выставочном зале Союза художников РТ открылась коллективная выставка, в экспозиции которой живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

И хотя афиша на дверях зала извещает, что посетить ее с 10 до 18 могут все желающие, не думайте, что попасть на выставку так просто.

Экспозиция, которая включает более двухсот работ, разместилась на двух этажах. Так вот, на втором этаже на дверях вчера можно было видеть табличку - “Зал закрыт”. Между тем по сложившейся практике наиболее значительные произведения размещают именно на этом этаже, он считается как бы основным. Причина запертых дверей, как удалось выяснить, более чем банальна: нет смотрителя. Кадровый голод - вещь, конечно же, серьезная, но есть ли до него дело посетителям? Думаю, что нет. Вообще в любой нормальной галерее запертый во время рабочего дня зал - это серьезное ЧП, такое же, как, скажем, отмененный спектакль.

Наш Выставочный зал и так не может похвастаться хорошей посещаемостью, народ, по сути, собирается только на вернисажи, если же забредший сюда посетитель увидит, что ему предлагают осмотреть только половину экспозиции, вряд ли у него возникнет желание стать частым гостем Выставочного зала Союза художников РТ. Так что автору этих строк пришлось рассматривать экспозицию, разместившуюся на втором этаже, с высоты третьего, перегнувшись вниз через перила.

Все это очень печально, как и печально небрежное отношение к выставке людей, строивших экспозицию - добрая половина работ не снабжена табличками с именем авторов и названиями произведений. Так вот ходишь и играешь в “угадайку”.

Одним словом, хороший менеджмент нашему Выставочном залу бы не помешал, без него в нынешние времена вряд ли возможно успешное развитие изобразительного искусства. Тот, кто всерьез озаботился им, преуспевает. Например, смогли же в Нижнем Новгороде сделать прибыльным Центр современного искусства.

Эти досадные оплошности, о которых пришлось говорить, печальны вдвойне. Потому что у меня, например, нет ни одной претензии к содержательной части выставки. Более того, рискну предположить, что представленная в этом году экспозиция - одна из самых удачных в последние годы. Видно, что отборочная комиссия приняла к сведению замечания, которые делались ей на протяжении последних лет, и подошла к отбору более ответственно.

В экспозиции все на редкость гармонично, и это вовсе не производит впечатление, что роздано “всем сестрам по серьгам”, как это иногда случалось. Перед нами работы мастеров пока еще не очень известных и маститых, выполненные талантливо, если судить с точки зрения ремесла, любопытные в плане художественных идей. Ремесло наших художников вообще на хорошем и далеко не среднем уровне - большинство из них в свое время окончили Казанское художественное училище имени Н.Фешина, а это значит вполне грамотную постановку руки.

Как и в прошлые годы, с отрадой можно заметить, что период “чернухи” и повального увлечения Босхом и отчасти идеями Сальвадора Дали отошли в прошлое. Наши художники, переболели им, как дети болеют ветрянкой или корью - почти в обязательном порядке и, слава Богу, почти без последствий.

Первое, на что обращаешь внимание, - это большое количество портретов, включенных в экспозицию. Далеко не парадных, тонких и психологических, продолжающих портретную традицию русского искусства. Портреты татарстанских художников выполнены без шиловской сентиментальности и без псевдоизысков, свойственных Никасу Сафронову и иже с ним.

Второе направление, которое обращает на себя внимание, - это философская картина. Здесь необходимо отметить работы Александра Дорофеева - художника, несомненно, ищущего, не всегда ровного, но всегда демонстрирующего большой и глубокий творческий потенциал. Две его “музыкальные работы” - “Паганини” и “Скрипач на крыше” можно без натяжек назвать удачей выставки этого года. В них, безмолвных, есть музыка, а достичь этого на полотне очень трудно.

Рядом с ними я бы назвала новое полотно одареннейшей Ирины Антоновой “Время зрелых плодов”, где все строится на догадках, на полутонах. Ее коллега Екатерина Мальцева представила любопытнейший, выполненный очень не по-женски поставленной рукой диптих “Ожидание”, в котором прослеживается тяга к философии мастеров немецкого Возрождения. Как всегда, порадовал художник-философ Хамза Шарипов - чистотой красок, способностью по-детски изумляться простым вещам. Перечень удач в жанре философской картины я бы могла продолжить, но не получится - повторяю, потому что из-за отсутствия табличек не знаю, кому принадлежали многие из интересных работ.

Традиционно - и это хорошо, что появилась такая традиция, - представили тему духовности нации Алексей Карпенко с полотном “За святой водой” и Владимир Нестеренко с “Молитвой о чаше”. Причем у Карпенко мы узнаем реальную Раифу, которая чуть-чуть видоизменена фантазией автора, а Нестеренко представил нам свои философские размышления о сакральности молитвы.

Одним словом, у наших мастеров изобразительного искусства все больше и больше наблюдается тяга к вечному. И это хорошо, потому что сиюминутное окружает нас плотным кольцом. К счастью, искусство помогает разорвать этот круг.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии