"Золотой минбар": мы смогли!
11.07.2011 ТВ и кино

"Золотой минбар": мы смогли!

В среду вечером большим шоу в Культурно-развлекательном комплексе “Пирамида” завершился III Казанский международный фестиваль мусульманского кино “Золотой минбар”.

Все было как в день открытия: сотни казанцев у “Пирамиды”, красные дорожки, по которым в зал шествовали члены жюри, участники и почетные гости фестиваля, среди которых были и новые лица - специально на церемонию закрытия прилетели Евгений Миронов и Маргарита Терехова. Но было грустно - фестиваль закрывался.

Зал в “Пирамиде” был полон, и публика стояла в проходах. Церемония награждения началась с видеоклипа, где отображались мгновения всех трех прошедших “Золотых минбаров” - хитроватый взгляд Никиты Михалкова, усталый председатель прошлогоднего жюри Вадим Абдрашитов, царственная гостья нынешнего фестиваля Катрин Денев...

Награждение началось с вручения специальных призов - первым награду, учрежденную мэрией Казани, получил Евгений Миронов, так был отмечен мэром столицы Татарстана Ильсуром Метшиным, вручавшим приз, фильм “Мусульманин”, который показывали вне конкурса. Миронов, которому очень понравилась Казань, буквально вспорхнул на сцену за призом. Кстати, в дополнение к миниатюрному бронзовому Зиланту, охраняющему наш город, это была основная награда для “главного мусульманина России”, мэр подарил артисту бильярдный кий, сделанный в Казани. По его словам, именно в столице Татарстана делают лучшие в мире кии. Миронов дал слово научиться играть в бильярд.

Затем свои специальные призы вручили кинокомпания “Исламский мир” и Гильдия кинокритиков. Их получили соответственно киноленты “Бог Абрахама” и “Поездка в Зигзигленд”. Специального приза Духовного управления мусульман РТ - приза зрительских симпатий удостоилась татарстанская лента режиссера Рамиля Тухватуллина “Дилемма”. Вторая татарстанская лента - “Бабай” Альберта Шакирова получила специальный приз организации ТЮРКСОЙ, его вручила “звезда” сериала “Королек - птичка певчая” Айдан Шенер. Не осталась без наград и еще одна лента, которую представил Татарстан - фильм “121” получил награду Всемирного конгресса татар “За лучшее раскрытие творчества Габдуллы Тукая”.

Что касается главных призов фестиваля, то они распределились следующим образом. Лучшим режиссером неигрового кино была признана Каролина Ривас из Мексики за фильм “Цвет маслин”. Лучший неигровой фильм, по мнению жюри, - “Теряя Ахмада” из Кувейта. Лучшей игровой короткометражкой стала лента из Башкортостана “Две жены”. Лучшим оператором признан Махмут Калари, снявший ленту “Баба Азиз”, лучшим сценаристом - Гагер Кукунур за сценарий индийского фильма “Нить”. Приз за лучшую режиссуру достался Ясмиле Жбанич из Боснии, режиссеру фильма “Грбавица”. Исполнительница главной роли в этом фильме Мирьяна Каранович стала лучшей актрисой фестиваля. Приз за лучшую мужскую роль получил Питер Краузе за роль в американском фильме “Гражданский долг”. И, наконец, лучшим фильмом фестиваля стал “Баба Азиз” - лента производства Швейцарии, Германии, Туниса, Франции, Венгрии, Ирана и Великобритании, снятая режиссером Насером Хамиром.

А специальный приз Президента РТ “За гуманизм в киноискусстве”, который вручала вице-премьер, министр культуры РТ Зиля Валеева, достался канадской ленте “Древо мира”.

Естественно, что не все участники "Золотого минбара" получили награды, хотя специальных призов было много. Удивительно, но приз за мужество и волю получил герой ленты "Учитель ОБЖ" Радик Гарипов, который, лишившись ноги, тем не менее нашел в себе силы вернуться к нормальной жизни и даже начал летать на спортивном самолете. Приз герою картины - это был сильный ход. Впрочем, перед теми, кто призов не получил, извинился в финале председатель жюри "Золотого минбара" болгарский режиссер и оператор Радослав Спассов.

Что же это за кино?

Фестиваль проходит в третий раз, и кажется, никому уже не нужно объяснять, для чего он был придуман Советом муфтиев России, Министерством культуры Татарстана, телерадиокомпанией "Исламский мир" и Исламским культурным центром. Но нет, все-таки иногда возникает вопрос: что же это такое, мусульманское кино, чем оно отличается, скажем, от кино христианского?

По словам генерального директора "Золотого минбара" Зауди Мамиргова, "Само понятие "мусульманское кино" теперь уже утвердилось в общественном сознании. Это кино, которое можно смотреть в кругу семьи, понятное людям разных поколений, в котором нет места ужасам, насилию, популяризации пороков. Это кино доброе, призывающее к миру, взаимосближению культур. Ведь минбар - это трибуна, то место, откуда звучит имя Бога и проповедь, откуда имам призывает людей к тому, чтобы они жили в мире".

Так что если есть фестиваль православного кино "Золотой витязь", почему бы не быть фестивалю мусульманскому? Вечные ценности, которые проповедуют две эти религии и что показали многие из фестивальных фильмов, - одни и те же.

Отборочная комиссия, которая проделала колоссальную работу, за что на церемонии закрытия фестиваля в ее адрес сказала добрые слова Зиля Валеева, отобрала для программы "Золотого минбара" именно такие фильмы. Я бы сказала - фильмы, дающие надежду.

Не случайно лучшим фестивальным фильмом единодушно был признан "Баба Азиз" - лента режиссера и автора сценария Насера Хемира рассказывает историю маленькой девочки и ее деда - слепого дервиша. Они идут по бескрайней пустыне, их цель - воссоединение дервишей, которое случается каждые тридцать лет. Но узнать, когда и где это произойдет, можно только исходя из своей веры. Прямо по библейскому: по вере вашей да будет вам. Девочка и дед идут по кажущейся бесконечной пустыне, они встречают разных людей, и понять тишину и величие пустыни можно только сердцем.

Заметим, что Хемир - режиссер титулованный, он получил приз в Локарно, был удостоен Гран-при фестиваля Трех континентов. И неудивительно то потрясающее единодушие, которое проявило при тайном голосовании жюри "Золотого минбара".

Впрочем, очевидно, по тем же параметрам приз за лучшую режиссуру получила и Ясмила Жбанич из Сараево, автор фильма "Грбавица" - ленты, которая пропагандирует веротерпимость и семейные ценности.

Что касается уважения к чужой вере, то здесь наш "Золотой минбар" можно поставить в пример многим фестивалям - появление в его конкурсной афише иранского фильма "Мессия", хотя и не получившего призов, весьма примечательно. Его авторы-мусульмане с редкой деликатностью и уважением рассказывают историю Христа. Другой фильм, автором которого стал иранский режиссер Мухаммад Реза Варзи, "Абрахам - друг Бога", рассказывает историю отца Пророков Абрахама, основанную на Коране. Любопытно: фильм снимался в священных для мусульман местах, что придает картине особую достоверность.

Три из пяти тысяч

На этот раз татарстанское кино было представлено тремя фильмами, более подробно мы расскажем вам о них в ближайших номерах "ВиД", а сегодня - первые впечатления.

С фильмом "121" - достаточно авангардным, казанские зрители познакомились весной этого года. Фантасмагорическая история, рассказанная в нем, любопытна, и интересен эксперимент, на который пошли создатели ленты, в том числе режиссер Салават Юзеев, использовавший в фильме дневники Тукая - вполне реальные и …нереальные ситуации.

Фильм "Бабай", который в качестве режиссера по сценарию известного драматурга Мансура Гилязова снял выпускник ВГИКа Альберт Шакиров - трогательная жизненная история, которые автор ставшего уже культовым "Баскетболиста" умеет сочинять. Интересная деталь: фильм был снят целиком на бюджетные деньги и скоро предстанет на международном фестивале во ВГИКе. Награда, полученная им на "Золотом минбаре" - хороший старт для будущих проектов. Впрочем, о готовности к новой работе безапелляционно заявил на церемонии награждения Мансур Гилязов, и это было приятно слышать.

"Дилемма" Рамиля Тухватуллина вызвала неоднозначную реакцию публики. Герои в кадре не всегда вели себя в соответствии с мусульманскими нормами поведения. Пришлось пояснять: режиссер добивался именно этого - осуждения, фильм словно призывает: такого в нашей жизни быть не должно!

Итак, три татарстанских фильма, принимавших участие в конкурсном показе, продемонстрировали, что кинопроизводство в нашей республике, возможно, в ближайшем будущем станет реальностью. И если есть в республике хорошие документалисты, в активе которых за годы существования киностудии в Казани более пяти тысяч фильмов и множество призов на престижных кинофорумах, то сейчас все силы, конечно же, надо бросить на создание игрового кино. В этом смысле проведение "Золотого минбара" - это прежде всего хороший стимул и для татарстанских кинематографистов.

Настало время "собирать камни" и не разбрасываться талантами. Меня, например, неприятно удивил факт, что в конкурсе не принимал участие один из самых перспективных татарстанских операторов и режиссеров Сергей Литовец, живущий сейчас в Москве, но работающий в Казани. Если не заинтересовывать его новыми проектами, то кинематографиста такого уровня быстро переманят на любую другую студию. Нам ли сейчас терять таланты?

Место встречи изменить нельзя

Естественно, мы судим о нашем фестивале "по гамбургскому счету". Но есть такое мудрое выражение - "кто ничего не делает, с тем ничего не случается". Наверное, были оплошности и на этом "Золотом минбаре". Но то, что, скажем, третий фестиваль разительно отличается от первого - с этим не будут спорить даже самые суровые критики "Золотого минбара". Отличается, естественно, в лучшую сторону - это касается и организационного плана, и художественного уровня показанных кинолент. Неслучайно его устроители, поначалу думавшие, что фестиваль или будет странствовать по российским городам, или наконец-то обоснуется в Москве, единодушно признали: местом его проведения может быть только Казань, где есть все, чтобы такой форум проводить, - великолепные кинокомплексы, материальная база и прочие атрибуты, необходимые для проведения международного кинофорума такого уровня, включая заинтересованность правительства республики. Говорят, что Интернет переполнен дискуссиями по поводу существования "Золотого минбара", специалисты удивляются, что никто раньше не придумал подобный кинофорум. А фестиваль вот взял и родился в христианской России, где 20 миллионов мусульман - такое же коренное население.

"Золотой минбар" этого и прошлых лет показал, что он открыт для разных фильмов, сделанных людьми, принадлежащими к разным конфессиям. Лишь бы эти фильмы не шли вразрез с нравственными принципами, которые дарует людям вера.
25
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии