Время и Деньги
01.11.2007 Культура

Россия началась с Казани. На концерте Дмитрия Хворостовского вместе с ним пел весь зал

В воскресенье в Казани, на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля, прошел единственный сольный концерт Дмитрия Хворостовского, который начал в столице Татарстана большой гастрольный тур “К России с любовью”. В гастрольной афише 6 российских городов и 15 европейских стран.

Из досье “ВиД”. Дмитрий Хворостовский родился в Красноярске 16 октября 1962 года. Учился в родном городе в консерватории у известного педагога Екатерины Иоффель. Кстати, ее же класс окончил Николай Путилин, выступавший на казанской сцене. Победа на престижном конкурсе Би-би-си “Певец мира” в Кардиффе (Великобритания) в 1989 году вывела Дмитрия на мировой музыкальный олимп. Он стал получать регулярные ангажементы во всех крупнейших оперных театрах, включая Ройал Опера Хаус, Ковент-Гарден, Баварская и Берлинская оперы, Ла Скала, Венская опера, Метрополитен-опера и многие другие.

Тогда же он, по сути, стал “голосом” звукозаписывающей компании Philips Classics - она заключила с ним эксклюзивный контракт, по которому было выпущено около двух десятков альбомов. Записи Дмитрия Хворостовского включают в себя русские романсы, народные песни, арии. Он записал несколько опер, среди которых “Пиковая дама”, “Иоланта”, “Дон Карлос” и “Травиата”, а также “Песни и танцы смерти” Мусоргского, записанные с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра.

Выдающийся композитор Георгий Свиридов написал цикл песен “Санкт-Петербург” специально для Дмитрия Хворостовского. Певец также проявляет интерес и к православной церковной музыке.

Некоторое время назад Хворостовский исполнил заглавную партию в “Дон Жуане” в Зальцбурге. Исполнил партии Франческо в “Разбойниках” Верди в Ковент-Гардене и Грязнова в “Царской невесте” в Сан-Франциско. Снялся в музыкальной киноверсии того же “Дон Жуана” в Канаде, исполнив сразу две партии - Дон Жуана и Лепорелло.

Казанские меломаны могли слышать Дмитрия Хворостовского в самом начале карьеры - на Шаляпинском фестивале в 1989 году он исполнил небольшую, но сложную партию Елецкого в “Пиковой даме” Чайковского.

...Казань, привыкшая к престижным концертам, тем не менее давно не знала такого ажиотажа. Лишние билеты спрашивали за квартал от театра. Для того чтобы безбилетники не попали на концерт, билеты проверяли дважды - в фойе театра и непосредственно у входа в зрительный зал.

Занавес был открыт, и публика могла лицезреть логотипы спонсоров, среди которых можно было видеть один крупный российский банк. На сцене разместился оркестр. Начался концерт ровно в назначенный час - Дмитрий Хворостовский, похоже, отличается завидной пунктуальностью. Певец выбрал для музыкального сопровождения в туре Государственный академический камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна, он и начал программу фантазией на тему русских народных песен.

Вышедший на сцену вслед за этим народный артист России Дмитрий Хворостовский был встречен шквалом аплодисментов. При всей своей “русскости” Хворостовский занимается имиджем тщательно и вдумчиво, подобно лучшим из его западных коллег. Образ мачо вылеплен идеально, и это отражается на составе слушателей, среди которых преобладают женщины. Женские сердца трепещут, когда на сцену выходит загорелый, стройный красавец с идеально белозубой улыбкой. Для концерта русской музыки Хворостовский выбрал скромный, но со значением костюм - черные брюки и черную же рубашку с чуть пышными рукавами и расстегнутыми верхними пуговицами - просто, элегантно, подчеркивает загар и волосы, которые не воспринимаются седыми, а смотрятся как просто очень светлые. Такой костюм имеет еще одно преимущество - рубашка по крою чуть напоминает цыганскую, что невольно рождает цепь ассоциаций, особенно при исполнении романсов.

Хворостовский начал концерт без “разгона”, сразу взяв высокую планку - тургеневское “Утро туманное”, “Только раз бывает в жизни встреча”, “Ночь светла”. Манера пения была сдержанной, я бы сказала, брутальной. В романсе “Не пробуждай” отчетливо ощущались трагические нотки. Завершилось первое отделение “Колокольчиком” и “Тройка мчится”, где, на мой взгляд, чуть-чуть не хватало удали, Хворостовский словно сдерживал себя. Почему? Трудно сказать.

Второе отделение было отдано песенной классике семидесятых годов прошлого века. Хворостовский исполнил репертуар, с которым в свое время выходил на эстраду его коллега-баритон Муслим Магомаев, прославившийся тонким и точным стилем работы с песней. “Не спеши” и “Благодарю” Арно Бабаджаняна Хворостовский исполнил более мягко, чем это делал Магомаев, при этом можно было отметить необычайную точность нюансировки, что сейчас, увы, стало редкостью. Далее последовал цикл песен Александры Пахмутовой - “Нежность”, “Мелодия”, “Как молоды мы были”. Слова из последней песни “чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять” можно было бы назвать кредо певца, который достойно проживает жизнь в искусстве, изначально сделав себя сам.

В “Подмосковных вечерах”, которыми завершалась концертная программа, эту песню вместе с Хворостовским пел весь зал, Дмитрий Александрович неожиданно раскрылся как лирик. Когда песня завершилась, зал молчал несколько секунд, а затем раздались бурные овации.

Естественно, Хворостовский бисировал - публика услышала “О, соле мио!” и “Очи черные”, где были и удаль, и размах, и взрывной темперамент.

Довольно-таки сдержанный в общении с залом Хворостовский иногда как-то неожиданно раскрывался, и тогда можно было видеть черты пленительные, без которых певец не стал бы “звездой”. Только одно вызывало сожаление: в концертной программе не прозвучали арии из опер. Но нельзя объять необъятное. Впрочем, давайте надеяться, что когда-то, возможно, мы услышим Дмитрия Хворостовского в каком-нибудь из оперных спектаклей, идущих в Казани.
27
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии