Фиринат ХАЛИКОВ: "Я люблю вещи "с историей"
07.11.2007 Культура

Фиринат ХАЛИКОВ: "Я люблю вещи "с историей"

Замечательный татарстанский художник, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая Фиринат Халиков отметил пятидесятилетие.

Он появился в татарстанском изобразительном искусстве как-то негромко, но уже после нескольких коллективных выставок, где экспонировались работы Халикова, стало ясно: место, которое он занял, долго пустовало. И это не шло на пользу нашему искусству.

Мастерская Фирината в центре Казани - место, где гостю очень комфортно: старинная мебель и самовары, высокие окна, подоконники которых занимают цветы, и, конечно, масса картин. Художник держит здесь всю свою многочисленную коллекцию. И, естественно, каждый раз, приходя сюда, я вижу его новые, еще неоконченные работы. В мастерской у Халикова нет привычного для художников беспорядка - он удивительно умеет организовывать пространство, каждая вещь имеет свое место.

- Фиринат, с чем вы подошли к пятидесятилетию?

- Осознал свою тему, именно как историческую.

- Историческая тема, на ваш взгляд, все еще интересна зрителю? Десять-пятнадцать лет назад был всплеск интереса к отечественной истории, когда открылись архивы, появилось много публикаций, сейчас, мне кажется, этот интерес все-таки пошел на спад.

- Историческая картина всегда будет востребована. Другое дело, художников, которые работают в этом жанре, сейчас мало, современное искусство движется в ином направлении. Чтобы написать историческую картину, надо много работать, тему изучать досконально, историю знать, владеть всеми жанрами изобразительного искусства. Надо быть режиссером, потому что потребуется выстраивать мизансцены. Много что надо знать и уметь. Историческая картина - жанр многогранный и очень сложный. Это как симфония... Симфонии сейчас ведь тоже нечасто пишут, некоторые современные композиторы их сочиняют, но далеко не все.

- Как вы выбираете своих героев?

- Выбираю по летописям, по историческим материалам. Главный герой у меня чаще всего народ. Ведь именно народ делает историю.

- Вы работаете с натурщиками?

- Да, хотя и с фотографией тоже, если мне нравится какое-то лицо, я могу использовать и снимок. Этим пользовались и Нестеров, и Серов, и Шишкин, и, самое главное, Репин.

- Недавно кто-то из художников написал портрет Сююмбике, списав лицо с портрета Зинаиды Юсуповой работы Серова - известно, что княгиня Зинаида, если посмотреть генеалогическое древо, была родственницей казанской царицы. Насколько правомочен такой прием?

- Трудно сказать. Сююмбике была ногайкой и, наверное, больше походила на казашку. Вряд ли у Зинаиды Юсуповой сохранились ее черты - столько веков прошло.

- К своему юбилею вы сделали себе замечательный подарок - в дни празднования 1000-летия Елабуги на городище открылся памятник хану - основателю города вашей работы. Как начался период, связанный со скульптурой?

- Ко мне обратилась администрация Елабуги, у них был скульптор, но был нужен художник, владеющий историческим материалом. Я хотя серьезно до этого не занимался скульптурой, но для себя кое-что лепил. Вообще берусь за многие вещи - участвовал в оформлении казанского метро, оформлял интерьеры мечети Кул Шариф. Казанская шапка в добавлении к гербу Казани - это тоже моя идея. И художником-постановщиком фильмов мне пришлось быть.

- Историческая картина в вашем творчестве - это потому что модно или все-таки для души?

- Это изнутри идет, с давних пор. Я с детства любил старинные вещи, лазил на чердаки, копался в сундуках. Я вещи "с историей" люблю. Может быть, писать эти полотна, где видна история нашего народа, возложено на меня Всевышним. Дипломной работой в художественном училище у меня была тоже историческая картина, она посвящена 9 мая 1945 года. История нового времени, но все равно история. Я тогда уже ходил в музеи, собирал материалы, учился работать в архивах. Все это позже пригодилось и пригодится еще не раз.

- В татарской истории какой период вам больше других интересен?

- Расцвет Казанского ханства - XVI век.

- Но ведь он и самый трагический...

- Трагический. Поэтому я и пишу трагедию. Материалов этого периода много сохранилось. И словно кто-то поручил мне это, я все работаю и работаю над этой трагической для народа темой. Пишу, конечно, и портреты, и пейзажи, но это все легко делается, на этом я отдыхаю.

- А портреты - кого интересно писать?

- Люблю костюмированные портреты, с историческим уклоном, чтобы была старина. Исторические костюмы меняют людей, они как бы квинтэссенция того, что создал народ.

- А что за работа у вас сейчас на мольберте? Я вижу какое-то многофигурное полотно...

- Это работа, которая называется "Отдых князя Аюпа", он княжил в Арске, эту работу мне подсказал его потомок-мурза. Арск защищали князья Аюп и Епанча, они потом пришли на подмогу Казани. Мало исторических материалов о князе Аюпе, приходится фантазировать. Но иногда и одной строчки хватает, чтобы почувствовать эпоху.

- Если бы писать современную картину, какая тема вас может привлечь?

- Сегодняшние Булгары, где я часто бываю. А их очень люблю - там земля особая, атмосфера особая, даже трава, которая там растет, такой больше нигде нет. Там и степь есть, и лес, и духи наших предков. И камни булгарские совсем особые. Я камни очень люблю с детства.

"ВиД" поздравляет Фирината Халикова с юбилеем и надеется, что его выставка, запланированная на октябрь этого года в Национальной галерее "Хазинэ", пройдет успешно.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии