Время и Деньги
11.05.2010 ТВ и кино

Йордан стал козлом отпущения...

Итак, позиции обозначены. Журналисты опять будут заходиться в истерике, оплакивая “свободу слова” (абсолютно идиотское словосочетание). Власть будет талдычить о “споре хозяйствующих субъектов” (не менее идиотское утверждение). На самом деле причины отставки Бориса Йордана лежат гораздо глубже. Причины эти кроются в новом мировом порядке, который идет на смену хельсинскому устройству.

Начнем с того, что Йордан отнюдь не первая и не единственная жертва идеологического фронта. Достаточно вспомнить недавний скандал в Великобритании с заменой руководства “Би-Би-Си” на людей, близких по духу к правящей лейбористской партии. Сюда же можно отнести и скандал в США вокруг телекомпании “Фокс Ньюс” и ее руководителя Роджера Айлеса, который был официальным PR-консультантом Джорджа Буша.

Процесс ужесточения контроля над СМИ - явление не только и не столько российское, сколько общемировое. А о важности этого контроля можно спросить у президента Венесуэлы Уго Чавеса. И дело тут вовсе не в свободе слова. Все гораздо проще: если прессу контролируешь не ты - значит, ее контролируют твои враги. Такова логика войны. А то, что мир стоит на пороге нового глобального передела сфер влияния, сомнений сегодня уже ни у кого не вызывает.

Война за информационное господство началась сразу же после “Бури в пустыне”, во время которой мир вместо крови и боли увидел компьютерную картинку, демонстрирующую возможности американских “умных” бомб. После войны в прямом эфире собственным информационным ресурсом в противовес американскому решили обзавестись Европа (“Евроньюс”) и арабский мир (“Аль-Джазира”). В Афганистане “Си-Эн-Эн” уже не имела монопольного права на демонстрацию превосходства американского оружия. А когда руководство “Си-Эн-Эн” предложило “Аль-Джазире” продать свою “картинку”, катарский телеканал ответил, что это возможно только на общих условиях со всеми остальными телекомпаниями. После фактического отказа американские “умные” бомбы случайно попали в кабульский корпункт “Аль-Джазиры”. На войне как на войне.

В условиях глобального передела собственности международные правовые нормы отходят на второй план. Преобладающим становится моральное право того или иного правительства на осуществление силовых акций - как на внутриполитической, так и на международной арене. А в этих условиях роль PR-обеспечения в эффективном осуществлении властных полномочий национальными администрациями многократно возрастает.

Информационно-пропагандистская деятельность обеспечивает моральное право и легитимизирует применение силы. Это прекрасно продемонстрировали США после 11 сентября 2001 года. События на Дубровке и их освещение в прессе стали прямой противоположностью американским событиям. Теракт в Нью-Йорке сплотил американскую нацию вокруг президента и позволил Бушу начать войну с Афганистаном. Теракт на Дубровке расколол российское общество. Но виной этому не пресса, а те структуры, которые призваны заниматься информационным обеспечением деятельности Кремля. Провалив свою работу, они тут же нашли козла отпущения. “Козлом” со времен СССР всегда признавались руководители СМИ.

Бориса Йордана, конечно, жаль. Последнее время НТВ был, пожалуй, единственным телеканалом России, который пытался развивать стратегию самостоятельного бизнес-проекта, а не идеологического рупора власти. Однако его отставка в сегодняшних политических условиях, а главное, при логике людей, отвечающих в Кремле за информационную политику, была неизбежна.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии