Татарстан ликвидирует свою “подводную флотилию”. Правда, для этого может понадобиться несколько лет
15.04.2009 Экономика

Татарстан ликвидирует свою “подводную флотилию”. Правда, для этого может понадобиться несколько лет

Как очистить реки Татарстана от затонувших и затопленных судов, решали вчера на совещании в Кабинете министров республики.

Судя по данным Волжского межрегионального природоохранного прокурора Веры Солдатовой, на дне рек республики покоятся как минимум 126 судов и других плавательных средств, которые предстоит поднять из воды.

- Результаты проверок показали, что в большинстве республик и областей Поволжья никаких мер для очистки рек не предпринимается. Татарстан в этом списке по количеству затонувших плавсредств стоит на втором месте - сразу за Астраханью, - отметила она в начале своего выступления.

По словам Солдатовой, у 67 из 126 “утопленников” уже определены владельцы и собственники. Так, Казанскому пароходству управления “Волготанкер” принадлежат две затопленные в районе Казани баржи и 4 баржи возле райцентра Рыбная Слобода. У чистопольского элеватора затоплены 3 баржи и судно “Волга-Нефть”, у чистопольского судоремонтного завода - 4 баржи, 1 теплоход и плавкран, у Чистопольского часового завода - 3 баржи и 1 плавкран, у Чистопольского хлебоприемного пункта - 2 баржи и так далее. Не занимаются подъемом и утилизацией принадлежащих им затопленных судов Ремонтно-эксплуатационная база затона имени Куйбышева (10 барж, 1 теплоход и 1 катер), Шеланговский кирпичный завод (5 барж и 1 плавкран), Зеленодольский завод имени Серго (1 баржа, 1 плавкран и 1 теплоход), куйбышевский, мамадышский и рыбнослободский хлебоприемные пункты (5 барж и 2 катера) и другие предприятия и организации.

Проблема еще и в том, что у большей части затопленных на территории республики судов владельцы и собственники до настоящего времени не определены. Особенно много таких затонувших судов выявлено возле Верхнеуслонского, Лаишевского и Чистопольского муниципальных районов, а также возле Казани.

Нельзя сказать, чтобы работа по подъему таких судов в республике совсем не велась. В 1996-1997 годах в Татарстане с участием Министерства экологии и природных ресурсов РТ были организованы работы с участием ОАО “Втормет” и турецкой фирмы “Джугит” по подъему затонувших барж водоизмещением не более 40 тонн. В результате были подняты и утилизированы два таких судна. Однако в связи с тем, что затраты на проведение этих работ значительно превышали выручку от реализации полученного металлолома, работы были приостановлены. В 2004 году работы по утилизации затонувших судов были продолжены силами ООО ПКФ “Амур” (переименована в “Судоходную компанию “Амур”), ЗАО “Металл-Инвест и К” и ЧП “Садыков”. В акваториях возле Камскоустьинского, Чистопольского, Верхнеуслонского, Спасского, Мамадышского муниципальных районов и Казани, было поднято и утилизировано 6 барж, 3 теплохода и 6 других судов. Кроме этого, от затонувших и полузатонувших судов была полностью очищена береговая полоса Казанки в черте Казани.

Однако из-за низкого качества проводимых работ (срезались только верхние части судов, а нижние оставались в воде, представляя опасность для судоходства), отсутствия проектов подъема судов, лицензий на обращение с опасными отходами, а также из-за того, что не выполнялись требования по сдаче государственной комиссии работ по утилизации судов и благоустройству береговой полосы, эта деятельность была прекращена.

В 2006 году был принят Закон РТ “Об утверждении республиканской целевой программы “Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы”, основным разработчиком которой являлось Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики. Пунктом 6 раздела 7.6. указанной программы предусмотрено проведение мероприятий по утилизации затонувших судов за счет “привлеченных средств”. Однако из-за отсутствия реальных источников финансирования в 2006 и 2007 годах ничего не делалось. А ведь по результатам специальных исследований, проведенных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, затопленные плавсредства являются источниками загрязнения поверхностных вод, причиной образования застойных зон в водоемах, поступления в воду, особенно в паводковый период, остатков находящихся в них загрязняющих веществ, процессов окисления и постепенной диффузии металлов корпуса, их накоплению в донных отложениях.

Резюмируя все сказанное в выступлении природоохранного прокурора, присутствовавший на совещании Премьер-министр РТ Рустам Минниханов заметил:

- Я понял, что нормативных актов и законов, чтобы бороться с этим злом, пока недостаточно.

И мрачно пообещал:

- Что ж, будем использовать административный ресурс. Ситуация должна быть под контролем.

Сама же Вера Солдатова, общаясь после совещания с журналистами, наметила алгоритм будущей работы:

- Прежде всего, необходимо составить полный перечень затопленных судов и определиться - какие из них нужно поднимать первыми. Затем - установить их владельцев и заставить заняться этой работой.

Однако, по ее словам, уже сейчас ясно, что часть владельцев “подводной флотилии” найти все-таки не удастся - слишком многое изменилось за последнее время. А это значит, что Татарстану самому придется искать финансирование для комплексной республиканской программы по обнаружению, подъему и утилизации затонувших в республиканских водоемах судов.

- Эта проблема имеет особое значение из-за дальнейшего развития Камского промышленного узла, судоходство будет наращивать объемы. Официально хочу подтвердить, что мы такую программу примем и приведем в порядок водные акватории, которые являются нашим достоянием, - пообещал Премьер-министр.
30
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии