Наука интернациональна, но татар в ней много
03.06.2008 Общество

Наука интернациональна, но татар в ней много

Вчера в Казани начал свою работу первый Всемирный форум татарских ученых, организованный Академией наук Татарстана. Для участия в нем приехали 250 ученых из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. К ним присоединилось столько же коллег и представителей общественных организаций из нашей республики.

Для чего съехались в Казань?

- А для чего вообще понадобилось собирать со всего света татарских ученых, работающих в самых разных областях: естественников, математиков, гуманитариев? Какие интересы их связывают? Скорее всего, этот форум - очередная политическая акция, в которую вложены немалые средства...- такие разговоры, конечно же, велись накануне форума. Сами участники считают такой подход слишком уж приземленным.

Профессор МГИМО МИД РФ, почетный член АНТ А.Ахтамзян специально взял слово, чтобы расставить точки над i. На его взгляд, смысл столь почтенного научного собрания в том, чтобы показать, что татары - народ, имеющий большую науку, "нация, которая выросла из коротких штанишек", давно уже оставившая позади "фольклорный период". "Наш форум имеет позитивный характер, так и напишите", - обратился он к присутствующим в зале журналистам.

Академик РАН и АНТ Камиль Валеев в разговоре с корреспондентом "ВиД" высказался прозаичнее: "Такое собрание интеллектуалов, каждый из которых - заметное явление в своей области, - хороший стимул для того, чтобы поднимать и поднимать для себя планку. Общение с такими содержательными людьми много дает. Кроме того, я получил возможность упрочить прежние контакты (я тесно сотрудничаю с КГУ и Физико-техническим институтом имени Завойского) и наладить новые".

Как работали

На пленарном заседании участников форума приветствовали председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, академик РАН и АНТ Камиль Валеев, посол Румынии в Туркменистане, академик АН Румынии Тасин Джемил, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров.

Фарид Мухаметшин зачитал обращение Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, в котором, в частности, говорилось: "С именами выдающихся просветителей и ученых, таких как Кул Гали, Мухамедьяр, Курсави, Марджани, Камай, Муштари и многих других, связаны славные страницы многовековой истории нашего народа. Характерной чертой татар всегда было стремление к знаниям и поиск истины, жажда просвещения и духовно объединяющей веры. К сожалению, в переломные моменты истории значительная часть нашей национальной интеллигенции оказалась за пределами родины. Но даже в эмиграции лучшие умы татарского народа - Юсуф Акчура, Садри Максуди, Бари Баттал-Таймас, Ахмет Тимер и другие - сумели достичь высоких научных вершин и прославить свои имена. И сейчас в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья на исследовательском поприще трудятся тысячи ученых-татар, расширяя безграничные горизонты научного познания мира. Мы с гордостью произносим имена современных ученых-соотечественников - Роальда Сагдеева, Рашида Сюняева, Камиля Валеева, Айши Рорлих, Надира Давлета, Гунеля Пултара и многих других. Рад, что многие видные деятели науки почтили сегодня Казань своим присутствием".

В своем приветствии Фарид Мухаметшин сказал о том, что наука не имеет национальности: "Ученые, как и многие люди, не придают в повседневной жизни большого значения своему этническому происхождению. И это совершенно естественно. Тем не менее именно представители духовной элиты, как никто другой, знают и помнят культуру своего народа, истоки своей семьи, беспокоятся за судьбу родного языка и этноса в целом. В этой связи инициатива ученых Татарстана - выявить национальный научный потенциал для консолидации научных сил, налаживания систематических связей с соотечественниками - видится мне весьма своевременной". Председатель Госсовета РТ призвал научное сообщество более активно влиять на происходящие в республике процессы, в частности, используя свои полномочия в различных республиканских советах, комиссиях и комитетах.

С докладами на пленарном заседании выступили заместитель министра экономики Алевтина Кудрявцева, познакомившая ученое собрание с состоянием и перспективами развития экономики РТ, президент АНТ Ахмет Мазгаров, рассказавший о роли АНТ в консолидации усилий ученых для инновационного развития республики. В планах АНТ - создание банка данных об ученых-татарах (о гуманитариях сведения уже собраны), банка исследовательских идей и технологий, которые будут реализовываться посредством инвестиционно-венчурного фонда и технопарков. А.Мазгаров предложил направлять талантливых детей из татарских диаспор в лагеря для одаренных детей, организованные АНТ. По словам президента АНТ, планируются исследования о роли ученых-татар в науке, он предложил ученым собратьям подключиться к сбору и возвращению на родину исторических документов и источников.

Большой интерес вызвал доклад по астрономии, который сделал директор Института астрофизики общества имени Макса Планка (Гаршинг, Германия), академик РАН, почетный член АНТ Рашит Сюняев. Его живой рассказ заставил в прямом смысле слова поднять глаза от земных хлопот к Небу. Достижения современных астрофизиков поражают: они могут видеть 10 млрд. галактик, за последние 10 лет открыты 245 планет около далеких звезд, а несколько месяцев назад была открыта планета, условия на которой весьма напоминают земные. Не исключено, что там есть жизнь. Рассказал Рашид Алеевич и о роли звезд в возникновении многих необходимых веществ. "Нас бы не было без звезд!"- сказал он. Это высказывание можно трактовать и аллегорически, от этого оно не становится менее точным. Именно потому, что мы никогда не устаем любоваться звездами, не таким уж страшным показалось сообщение ученого о том, что через 3 млрд. лет соединятся Млечный путь и Туманность Андромеды, и нашей Земле от этого не поздоровится.

О чем договорились

На вечернем заседании выступили директор НИИ океанологии РАН, академик РАН Р.Нигматуллин с рассказом о мировых тенденциях и региональных возможностях развития энергетики, профессор МГИМО МИД РФ А.Ахтамзян с докладом о международных связях татарских ученых, президент Академии военных наук РФ, академик РАН и АН РТ, генерал армии М.Гареев и другие.

Сегодня началась работа по секциям: гуманитарных наук, естественных и технических.

Подготовлена Резолюция первого Всемирного форума татарских ученых, которая будет приниматься сегодня. В ней говорится о необходимости: развивать научное сотрудничество татарских ученых, способствовать формированию единого научно-исследовательского и образовательного пространства для татарских ученых всего мира с участием АНТ, КНЦ РАН, вузов и инновационных структур республики, организовать Координационный совет при АНТ для консолидации татарских ученых всего мира, создать банк инновационных идей татарских ученых и оказывать содействие их реализации в экономике Татарстана, активизировать поиск и возвращение на родину источников и документов, имеющих отношение к национальной истории и так далее. Материалы форума собираются издать, а форумы организовывать раз в три года.