Надежда приходит первой
07.06.2008 Общество

Надежда приходит первой

В Казани создается первая в России приемная семья, где будут воспитываться четыре малыша с диагнозом “ВИЧ-инфекция”.

Недавно просматривала подшивку нашей газеты за два года и обнаружила, что о детях-отказниках с ВИЧ-инфекцией мы рассказывали семь раз. Ребятишки, зараженные вирусом иммунодефицита и брошенные на произвол судьбы биологическими мамашами, жили в инфекционной больнице, и никто не знал, как найти выход из тупиковой ситуации. Рассматривались разные варианты, в том числе и строительство специального интерната, где ВИЧ-инфицированные дети могли бы жить под присмотром педагогов и медиков. Но вначале для реализации этой идеи в республике не хватило денег, а спустя некоторое время их и не надо было искать. Известные психологи чуть ли не в один голос утверждали: “Дети не должны жить в учреждениях закрытого типа, потому что после длительной изоляции им будет трудно найти свое место в социуме”. А правозащитники, понятное дело, говорили о нарушении прав и свобод человека.

Мы консультировались со многими чиновниками, медиками, педагогами. Как правило, разговоры сводились к тому, что для ВИЧ-инфицированных крох может быть создана специализированная группа в одном из Домов малютки Казани. Но на всякий случай просили не называть адрес, потому что “информация о проблемных ребятишках может спугнуть потенциальных усыновителей здоровых детей”. Проблема с “размещением” ВИЧ-инфицированных ребятишек-отказников характерна не только для нашей республики, но и всей России. Мы оказались просто не готовы к тому, что на свет появятся дети, которым потребуются особая забота и внимание со стороны государства.

Пожалуй, только в Усть-Ижоре Ленинградской области созданы условия для лечения, обучения, подготовки к самостоятельной жизни маленьких россиян, с которыми жизнь обошлась так жестоко. Во всех остальных республиках и областях маленькие сироты с диагнозом “ВИЧ-инфекция” по нескольку лет живут в инфекционных больницах, а потом нередко попадают в интернаты для инвалидов. Понятно, что там уже нечего рассчитывать на главные составляющие успешного лечения - любовь, сопереживание, помощь близких людей.

“Мама, возьми меня домой!”

Надя (так мы называем героиню наших публикаций о ВИЧ-инфицированных малышах) несколько лет назад даже не думала о создании приемной семьи. Одного сына вырастила и, что называется, отправила в самостоятельное плавание, другой даже в подростковом возрасте не доставлял особых хлопот. Все складывалось так, чтобы жить в свое удовольствие да радоваться! Но ей предложили поработать воспитательницей в детской инфекционной больнице, и она стала каждый день приходить в палату, обитателями которой были три ВИЧ-инфицированных годовалых малыша.

Своих родителей они никогда не видели, а потому в качестве любимых мамочек воспринимали врачей, медсестер, воспитательниц, нянечек, потому что именно они их лечили, кормили, баюкали перед сном. Надя, которая занималась с детьми развивающими играми, все никак не могла понять, как можно было отказаться от солнечного мальчика Дениски, обстоятельного парнишки Толика, изящной блондиночки Маши? Один из них был оставлен в родильном доме, другого нашли завернутым в тряпье в заброшенной постройке, третью сочли за обузу не только мать, но и бабушка с дедушкой...

Однажды в палату заглянула женщина, которая пришла в детскую инфекционную больницу по делам. Посмотрела на Дениску и сказала: “Он будет моим третьим ребенком”.

Рождество 2005 года мальчик встречал уже с мамой, папой, сестрой и братом. Его самые первые в жизни друзья остались в больничной палате и в эти самые дни особенно привязались к Наде, которая понимала, как тяжела разлука даже для маленьких детей.

А дома по вечерам она уже начала вести стратегическую подготовку. Говорила мужу: “В семье, где ты родился, было трое детей, я у своих родителей - четвертый ребенок, пусть и у нас в доме растет малыш”. Надо сказать, главу семейства не смутило сообщение о том, что у его будущего приемного сына серьезные проблемы со здоровьем: “Если ребенок почувствует, что кому-то нужен, то обязательно поправится!” Как-то всей семьей отправились по магазинам и купили... детскую кроватку. Еще через месяц привели Толика в свой дом.

Наверное, Наде свыше дан талант воспитания детей. У нее среднее и высшее педагогическое образование, опыт работы в дошкольных учреждениях. Но чтобы изменить судьбу маленького человека, который с пеленок оказался в трудной жизненной ситуации, понадобились не только “теория и практика”, но еще и искреннее желание взять ребенка за руку и помочь ему сойти с “черной полосы”.

Спустя год приемный сынишка изменился до неузнаваемости. Веселый и озорной трехлетний мальчуган обожает свою маму, а вечером, когда раздается звонок, выбегает в прихожую со словами: “Мой папочка пришел!” Нормально развивается, пробует петь и танцевать, пытается изобразить что-то “реалистичное” фломастерами и красками. Нынешним летом целый месяц жил вместе с родителями и старшим братом на даче: купался, бегал по траве босиком, ел “витамины” прямо с куста... А совсем скоро у Толика, который любит общаться со своими сверстниками, появятся не только новые товарищи по подвижным играм, но еще брат и две сестры.

Маша, Даша и Владислав

Надя уводила Толика из больничной палаты с тяжелым сердцем. Потому что во время сборов рядом стояла Маша, в васильковых глазах которой было горе и отчаяние. Может быть, кто-то постарался бы поскорее забыть об этом эпизоде, но только не Надя! Она навещала девочку, приносила гостинцы, брала на прогулку, читала книжки с забавными картинками. Но однажды врачи отделения, где в течение двух лет жила Маша, сказали: “Надо сократить посещения до минимума: ты уходишь домой сама не своя, и Маша заходится в плаче от переживаний, что снова остается в больнице”.

Мы познакомились с Надей как раз в то самое время, когда она не знала, что предпринять. К Маше прикипела всей душой, но не могла ее взять к себе, потому что скромная семья педагога и рабочего с двумя сыновьями - родным и приемным - ютилась в однокомнатной квартире. Появилась перспектива справить новоселье в Центре приемной семьи, который планировали построить в поселке Левченко. Но этим мечтам не суждено было сбыться, потому что на реконструкцию обветшалого детского сада не хватило бюджетных средств.

Тем временем в жизни Нади семейная тема продолжала развиваться по всем законам драматургического жанра. Перед новым годом навещала Машу и в больнице узнала о том, что диагноз “ВИЧ-инфекция” подтвердился еще у двух крох - двухлетней Даши и трехлетнего Владика. Было еще одно немаловажное обстоятельство - мальчик, избитый в младенчестве матерью-наркоманкой, едва различал свет и ходил, как старичок, держась за стенку...

Надя - удивительно светлый, искренний и бескорыстный человек, который никогда и ничего для себя не просит. Она решила взять на воспитание еще троих детей, чтобы дать им шанс стать полноценными людьми, которые нормально ощущают себя в обществе и способны устроить свою жизнь именно так, как сами захотят. А для того, чтобы все это сбылось, Надя с мужем стали думать о продаже своей квартиры, чтобы на вырученные деньги купить любой частный дом, где места хватит всем. Но такие крайние меры, к счастью, не потребовались.

Дом, где уже не будет сирот

На днях Надя завершила оформление документов на приемных детей Машу, Дашу и Владика. Они еще не знают, что скоро за ними приедут мама с папой и увезут их из больницы, где они так долго жили. Подруги Нади уже приготовили обновки: дети должны поскорее забыть о больничных пижамках и колготках и одеть красивые платьица и костюмчики.

Самый главный подарок делает муниципальная власть Казани - двухэтажный коттедж, расположенный недалеко от города на шести сотках земли с яблонями и кустами черной смородины, малины, вишни. Не надо, конечно, думать, что этот спасительный вариант нашелся быстро и просто. У коттеджа, который находится в собственности государства, вполне могли бы быть и другие обитатели.

Первой вступила в борьбу за дом для новой приемной семьи Татьяна Степанова, которая давно и успешно воспитывает сирот. Она побывала на приеме у руководителей многих властных структур и сумела убедить их в том, что таких приемных мам, как Надя, может быть, больше и не найдется во всей России! К решению “жилищного вопроса” активно подключились известные в Татарстане люди - государственный советник Президента РТ Татьяна Ларионова, руководитель татарстанской службы Наркоконтроля Ильгиз Минуллин, глава администрации Московского района Казани Александр Лобов...

Через несколько дней Наде вручат ключ от дома, в который она приведет свою многочисленную семью. Но надо все-таки пояснить, что это не новый коттедж с современной отделкой и полами с подогревом, а обычный дом, в котором в течение года никто не жил. У мужа Нади золотые руки, и он постарается привести дом в порядок. Но для этого потребуется слишком много времени и средств.

В январе этого года Казань была провозглашена городом добрых людей, и за это время было многое сделано для того, чтобы помочь больным, слабым, обездоленным горожанам. Для обустройства дома, где поселится приемная семья с ВИЧ-инфицированными детьми, нужны спонсоры и добровольные помощники. Потому что надо быстро и качественно сделать ремонт, поставить забор, оформить спортивную площадку с горками и маленькими турниками. Необходимы детская мебель, светильники, паласы и прочая домашняя утварь. Дом, который станет родным для четверых малышей, не должен встречать новоселов пустыми стенами, а мебель, которая есть у Нади, рассчитана лишь на однокомнатную квартиру.

В 2007 году в нашей республике стала крылатой фраза - “Мы можем!” Значит, не только один человек должен брать на себя тяжелейшую ношу, чтобы кардинально изменить чьи-то судьбы. У Нади, безусловно, хватит сил, доброты и благородства, чтобы спасти попавших в беду детей. Но мы можем разделить с ней хотя бы часть больших забот, от которых эта замечательная женщина фактически избавила государство.

P.S. В этой публикации мы не называем настоящих имен приемных детей Нади. Когда вырастут, тогда и примут решение - говорить о своей болезни или нет. Но не исключено: о том, что было перенесено в детстве, они никогда не вспомнят. По прогнозам специалистов, вакцина от ВИЧ-инфекции должна появиться не позже 2010 года.

Тот, кто хочет помочь обустройству новой приемной семьи, может позвонить по телефонам 299-30-56 (редакция “ВиД”), 89178935862 (координатор Амина Кашапова).
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии