Время и Деньги
09.03.2000 Политика

Опять Конституцию теребят

Это было сделано после того, как Госсовет Татарстана в начале сентября прошлого года по существу не рассмотрел протест заместителя Генпрокурора на новую редакцию республиканской Конституции, принятую 19 апреля 2002 года.

А.Звягинцев оспорил в суде положения Конституции Татарстана, провозгласившие ее суверенитет и собственное гражданство, урегулировавшие вопросы исключительного ведения РФ экономической деятельности хозяйствующих субъектов, войны и мира, безопасности, уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Замгенпрокурора также заявил требования о подтверждении недействительности норм Основного закона республики, нарушающих конституционное право граждан России быть избранными президентом республики независимо от знания языка, а также регулирующих вопросы конституционной ответственности органов государственной власти Татарстана.

В заявлении замгенпрокурора отметил, что при изменении республиканской Конституции Госсовет Татарстана проигнорировал решения Конституционного суда РФ, Верховного суда России и Верховного суда республики, которыми аналогичные нормы прежней редакции Конституции Татарстан признаны не соответствующими Конституции России и федеральным законам.

Закрепив в Основном законе республики правовые нормы, противоречащие федеральному законодательству, Госсовет Татарстана, считает А.Звягинцев, нарушил конституционную обязанность республики, как субъекта РФ, соблюдать федеральные нормативные предписания и не подчинился воле Российской Федерации, выраженной в судебных решениях.

Поскольку судебные органы республики своевременно не приняли мер по понуждению Государственного Совета к исполнению судебных решений, действуя строго в рамках закона и представленных ему полномочий, А.Звягинцев 4 июня 2002 года направил в Верховный суд Татарстана заявление об установлении факта неисполнения высшим законодательным органом республики решений судов.

Верховный суд республики, признав, что Госсовет вновь принял противоречащие федеральным законам нормы, тем не менее отказал в удовлетворении требований прокурора. По протесту заместителя Генпрокурора Верховный суд РФ отменил решение республиканского суда, подтвердив обоснованность позиции прокуратуры, и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению компетентных юристов, передает “Интерфакс”, это заявление поставило высший суд республики в непростую ситуацию. Согласиться с мнением прокурора - значит признать собственную несостоятельность по исполнению своих же решений и неуважительное отношение законодательного органа республики к требованиям судебной власти. Подтверждение судом такового факта положило бы начало процедуре конституционной ответственности законодательного органа республики, прецедентов которой в стране еще не было.

“Что победит - судейская беспристрастность или региональный интерес, покажет предстоящее судебное разбирательство”, - отмечают юристы.

4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии