Он подарил нам звездный билет
27.11.2007 Культура

Он подарил нам звездный билет

Вечер вторника стал временем кульминации на международном литературно-музыкальном фестивале “Аксенов-фест 2007” - в оперном театре состоялся творческий вечер Василия Аксенова.

Но сначала журналистов пригласили на пресс-конференцию в ратушу, пообещав возможность пообщаться с гостями фестиваля. Очевидно, в программе была некоторая непродуманность, потому что ждать гостей пришлось почти час - естественно, время встречи катастрофически уменьшилось.

Что сейчас с домом Кекина?

Василий Павлович начал пресс-конференцию с комплиментов родному городу, который, как оказалось, он хорошо помнит и свободно ориентируется на казанских улицах, хотя последний раз и был здесь более десяти лет назад. Ему понравилось все, что он успел посмотреть в Казани в день приезда, - Кольцо и Кабан, фонтаны у Камаловского театра и Баскет-холл. “Пространство расширилось, открылось небо, трущоб в городе не стало”, - отметил писатель. Он сказал, что мечтает пройтись по родной улице Комлева, которая называется сейчас Муштари, посмотреть, если он цел, на дом, в котором появился на свет. На дом, как он выразился, “ где мы ликовали и страдали”. Он вспомнил и здание ратуши, где во времена его юности был Дом офицеров, куда молодой Вася Аксенов бегал на танцы и на джазовые концерты оркестра Олега Лундстрема.

Пока журналисты еще не стали задавать вопросы, Аксенов спросил сам: а что сейчас с домом Кекина?

Его успокоили: все в порядке. Дом цел и прекрасно отреставрирован. Аксенов порадовался и вспомнил, что когда-то вокруг дома Кекина было множество “хороших пивнушек”, которые он с друзьями-студентами посещал.

Василий Павлович рассказал, что некоторое время назад в Самаре начали проводить Аксеновские чтения, которые пользовались популярностью, но потом поменялся губернатор и инициатива заглохла. Гостя успокоили: в Казани так не произойдет, мэрия намерена сделать “Аксенов-фест” ежегодным праздником литературы и музыки.

На вопрос журналистов, что сейчас вспоминается о Казани, писатель ответил, что прежде всего вспоминаются переживания, ведь столько пережито - арест родителей, его собственный арест в пятилетнем возрасте, когда его отправили как сына врагов народа в режимный детский дом, и только самоотверженность родственников отца помогла ему спастись и прожить в Казани до 16 лет. Потом он уехал к матери в Магадан и вернулся в Казань уже для того, чтобы поступить в медицинский институт. Вспоминал Василий Павлович и тяжелые военные годы. Любопытно, но оказалось, что в Казани во время войны в эвакуации жили Белла Ахмадулина, Борис Мессерер и Анатолий Гладилин - нынешние гости “Аксенов-феста”.

Аксенов поделился планами: в ближайшее время собирается написать о своем военном детстве роман, действие которого будет происходить в Казани.

Он джинсовый и джазовый

“Я люблю писать, когда не знаю, чем закончится дело”, - эта цитата из Аксенова время от времени появлялась на заднике-экране в театре во время юбилейного концерта. Вообще же декорации были скромными - рояль, на котором стояла настольная лампа, горевшая приглушенным светом, высокий стул, несколько микрофонов. На заднике периодически появлялись фотографии, обозначавшие разные эпохи из жизни бывшей Страны Советов, да архивные снимки гостей, выходящих к микрофону. Атмосфера была клубная, словно зрители попали в джазовый салон.

Кстати, всем, кто пришел в театр, были сделаны подарки от мэрии Казани - на стульях разложили юбилейные экземпляры журнала “Октябрь”, выпуск которого посвящен Василию Павловичу. Открывают журнал поздравления юбиляру от президентов РФ и РТ, а также от мэра Казани, а потом идет роман Аксенова “Редкие земли”.

Впрочем, и сами билеты на вечер можно воспринять как подарок городских властей казанцам - стоимость их не превышала двухсот пятидесяти рублей. Нужно ли говорить после этого, что театр был полон.

Вечер начался с выступления мэра Казани Ильсура Метшина, который пообещал, что к будущему фестивалю дом, где жил Василий Аксенов, на углу улиц Муштари и Карла Маркса - памятник архитектуры ХVIII века - будет отреставрирован и подарен писателю. Так что у Аксенова снова появится жилье на родине.

Виновник торжества вышел на сцену в безупречном сером костюме, сел на высокий стул, все это он проделывал с усталой грацией ленивого тигра. Саксофонист Алексей Козлов импровизировал, Аксенов читал свои стихи - получилась некая сюрреалистическая композиция.

Затем потекла череда поздравлений от коллег. Белла Ахмадулина, назвав Казань “местом обольстительным”, вспомнила, какой фурор произвел Василий Аксенов, появившись в свое время в Москве, она тогда написала о нем “джинсовый, джазовый Аксенов”.

Михаил Веллер, поздравляя старшего товарища, вспомнил, что когда-то писал курсовую по его произведениям. А Александр Кабаков заметил, что Аксенов сформировал мировоззрение целого поколения молодежи, “превратил деревянных недорослей в живых людей”.

Анатолий Гладилин назвал Аксенова “Львом Толстым сталинской эпохи”, что касается Евгения Попова, то, по его мнению, “из джинсового пиджака Аксенова, как из гоголевской шинели, вышла вся современная русская проза”.

Естественно, юбилей “джазового Аксенова”, который, по словом Андрея Макаревича, - джазмен от литературы, поскольку любит импровизацию, был невозможен без джаза. Концерт своим присутствием украсил Алексей Козлов, который, неожиданно закончив импровизацию на саксофоне, так же импровизационно исполнил старинный русский городской романс “Ты едешь пьяная”. Порадовали казанцев и трио Евгения Борца, и солистка Ирина Родилес.

Андрей Макаревич, который стал одним из инициаторов проведения в Казани “Аксенов-феста”, вышел из зала, взял гитару и выдал несколько сольных номеров, которые произвели неплохое впечатление. Его альянс с “Оркестром Креольского Танго”, к сожалению, был испорчен несбалансированным микрофоном, которым пользовался Андрей Вадимович.

“Надо жить так, будто танцуешь свинг”, - эта цитата из Аксенова тоже время от времени появлялась на заднике-экране. В какой-то момент, когда на сцене играл “Оркестр Креольского Танго” и импровизировала Ирина Родилес, из зала, танцуя, поднялся Василий Павлович - молодой и хулиганистый. Он танцевал вместе с гостями вечера под любимый с юности джаз, как когда-то на танцах в Доме офицеров. А зал стоя аплодировал Василию Аксенову, нашему замечательному земляку, который своими книгами учил нас быть свободными. И многим подарил звездный билет. Просто так, на счастье.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии