Олег и Альфира - хранители истории
19.06.2008 Общество

Олег и Альфира - хранители истории

В Национальном музее РТ трудится необычная семейная пара: необычная потому, что и муж, Олег Гасимов, и жена Альфира Сингатуллина, в своей профессии “самые-самые”. Альфира - лучший в республике знаток монет, а Олег - оружия.

Официально профессии их называются прозаично: “ведущий научный сотрудник” и “старший научный сотрудник”, но правильнее называть их хранителями - это определение куда более точное, ведь они хранят для нас память о прошедших веках, традициях, память, отчеканенную в металле или выкованную умелыми руками предков.

- Альфира, интерес к нумизматике у вас с детства?

- Вот уж нет! Подтолкнул меня к изучению старинных монет профессор Миркасим Усманов, у которого я училась в Казанском университете. Он дал мне дипломную тему, посвященную золотоордынским монетам. Я поначалу сопротивлялась: мол, ничего в монетах не понимаю, а затем втянулась, и так уж получилось, что вся моя жизнь связана с изучением старинных монет. После окончания университета я пришла в наш музей и с тех пор занимаюсь описанием, изучением его богатой коллекции, в которой 140 тысяч монет, медалей, бумажных денег. По итогам исследований публикую статьи, написала книгу “Джучитские монеты XIII века в поволжских городах”.

Нумизматика - целый мир, собрания нашей коллекции многое могут рассказать не только о быте, но и о менталитете людей, живших несколько столетий назад. Скажем, на одной джучитской монете арабской вязью вьется надпись “Жизнь коротка, сделай ее богоугодной”. Вроде бы деньги - вещь суетная, но высокой философии и на них нашлось место. Похоже, предки были мудрыми людьми.

- Джучитские монеты в музейной коллекции схожи между собой?

- Нет, они совсем разные - и по весу, и по форме, и по надписям и по изображениям на них. Каждый новый хан, став правителем, чеканил деньги со своим именем. Таких монет у нас около 70 тысяч.

- Вероятно, джучитская коллекция активно пополняется, ведь клады находят по сей день, и ищут их многие.

- На деле самым благодарным временем для музейщиков, работающих с нашей коллекцией, были пятидесятые годы минувшего столетия. Тогда создавалось Куйбышевское водохранилище, строители часто находили “захоронки” с монетами и передавали их в музей. Сейчас ситуация более сложная. Клады находят, но зачастую они попадают в частные коллекции.

И все же наша коллекция чрезвычайно интересная, она создавалась трудами многих поколений. Ее основу составили монеты из коллекций А.Лихачева и Казанского университета. Она была бы еще обширнее и интереснее, если бы многие экспонаты не были переданы в 1855 году в Санкт-Петербург. У нас хранятся русские монеты XV-XVI веков, западно-европейские, восточные, античные монеты. Среди них редкие - два золотых статра Александра Македонского или шведские 8 даллеров. Эта медная монета в форме массивной платы весит около 16 кг. В свое время она соответствовала по значению небольшой серебряной монете. А купить на нее можно было, скажем, соболью шапку. Кстати, именно русские купцы охотно брали при расчете эти монеты и привозили их в Россию для переплавки. С медью в те времена в России были большие проблемы. Наши же 8 даллеров нашли в начале ХХ века, когда при углублении русла Двины ковшом землечерпалки подняли несколько таких плат. Сначала они были выставлены в царском дворце и Николай II с семьей был первым посетителем этой выставки, а затем их распределили между музеями и университетами страны. Одна плата попала в Казанский университет, а оттуда - к нам.

Прямая противоположность этой медной махине - крохотная золотая монетка весом 0,2 г, которая соответствовала одной восьмой доллара.

Есть и любопытные бумажные деньги, например, ассигнации времен французской революции. Некоторые экспонаты связаны с трогательными историями. Так, у нас хранится золотая монета, подаренная в детстве А.Лихачеву его матушкой. Он берег ее всю жизнь. А вот этот жетон в память о коронации Александра III музею преподнес обитатель богадельни. Скорее всего, это была его единственная ценная вещь...

- В вашей коллекции много медалей...

- Причем таких разнообразных, что по ним в пору изучать историю Отечества. Вот эта медаль в память о победе русских в Северной войне, вот эти бытовые, они посвящены охоте, собакам, лошадям. А вот это ордена императорской России - Станислава, Анны, Владимира. Здесь есть полное собрание советских орденов и орденов союзников в Великой Отечественной войне. Некоторые из них напоминают о наших выдающихся земляках. Вот этим редким у нас орденом Британской империи был награжден генерал Сафиуллин, а это - лауреатская медаль Мусы Джалиля.

- А ваш муж, он тоже стал хранителем волей случая?

- С Олегом совсем другая история. Он из семьи потомственных музейщиков. Его дед Фард Гасимов в пятидесятые годы прошлого века был хранителем музейных коллекций. О его преданности делу и обширных знаниях до сих пор у нас вспоминают. Это ведь не так-то просто - быть хранителем. Непременные условия: честность и отсутствие личных коллекций. Мать Олега, Римма Ахметовна, тоже работала в музее в отделе истории, а отец был здесь фотографом. Так что Олег, в определенном смысле, вырос в музее. Поэтому неудивительно, что хотя по образованию он химик, все же рано или поздно судьба привела его в эти залы. Олег просто рожден для этой работы. Он отлично рисует, пробовал себя и как реставратор; с коллекционным оружием, а у нас в коллекции 900 предметов, обращается нежно, как с ребенком. Среди экспонатов много интересных - каролингские мечи, самурайские доспехи, пищаль времен Алексея Михайловича, пушка - ровесница Пугачева, разнообразные сабли, в том числе и золотоордынские, шпаги, кирасы. Это богатство нужно не просто беречь и изучать, но и кропотливо за ним ухаживать, чтобы сохранить для следующих поколений.

Я видела, как Олег знакомил с редким оружием мальчишек-подростков. Казалось, разницы в возрасте никакой. Они восторженно его слушали, а он с азартом рассказывал о разных видах старинного вооружения. Наверное, для того, чтобы быть настоящими хранителями, нужно сберечь в себе частичку Детства, беспечного и мудрого одновременно. А без этого не понять истинной ценности вещей.
46
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии