Время и Деньги
29.07.2011 ТВ и кино

Разноголосица

Хоронить Ленина или нет? Вопрос этот за последние два десятка лет подкис, но вот сошлись в среду две публичных личности в ток-шоу Тиграна Кеосаяна (Рен - ТВ) и стали биться не на жизнь, а на смерть. И не ночь им простоять да день продержаться надо было, а всего полчаса поговорить на заданную тему, но сколько искр за это время высеклось, сколько пуха и перьев полетело.

Дело, конечно, не в Ленине. Можно подумать, у нас других проблем нет. А в том, что заспорили два писателя Мариэтта Чудакова и Сергей Шаргунов. Литература поперла на литературу.

Впрочем, Чудакова более известна не как автор рассказов и детского детектива, а как литературовед, а Шаргунова-романиста заслоняет Шаргунов - политик, член "Справедливой России".

Мариэтта Омаровна выступала за то, чтобы похоронить вождя, Сергей был против. Аргументы и у Чудаковой, и у Шаргунова были те же, что приводились разными людьми и десять, и пятнадцать лет назад (тогда в них была определенная живость и злоба дня). За - потому что нехорошо, когда на главной площади лежит покойник, к тому же страшный злодей. Против - потому что мумифицированный вождь все же символ эпохи, и негоже таскать символ с места на место. Но скудный запас доводов у обеих сторон вскоре иссяк. И вышло как в известном афоризме: "когда у оппонентов заканчиваются аргументы, они переходят к вопросу о национальности". Но в данном случае камнем преткновения явилась не национальность (все ж люди собрались интеллигентные, писатели), а дискурс, то есть способ изъясняться. Как известно, кто ясно излагает, тот ясно мыслит. И понеслось... Полемические клише Шаргунова разбивались об отточенно-язвительные реплики умницы Чудаковой. Эстет Кеосаян, не желающий быть над схваткой, занял сторону Чудаковой и на пару с ней подвергнул мальчишку публичной порке. Не выдержав их напора, юноша "сломался" и воскликнул:

- В Турции стоит мавзолей Ататюрка, и никто не чешется на эту тему!

Занавес. После этого и перлы молодого литератора вроде "все ходют, все смотрют", и даже макабрическое утверждение о том, что В.И., дескать, рад, что лежит в мавзолее, были не более чем штрихами к портрету современного писателя. В битве старой и новой литератур новая словесность проиграла. Но выиграла ли старая?.. Думать можно всяко, но и встречают, и провожают нас все-таки по языку, "свой" узнается по акценту, по интонации. Был такой достаточно забавный лингвистический кунштюк: "Как отличить интеллигента от неинтеллигента? Первый говорит "садитесс", а второй "сядитесь".

А если - "присаживайтесь"?

Безупречное произношение и богатый словарный запас Мариэтту Омаровну не подвели. А вот интонация подкачала: хамство, не литературное, а бытовое, не спрячешь.

...Кончилась дискуссия знаменательно: литераторы молча тыкали друг в друга пальцем. Шаргунов - указающим перстом, в полном соответствии со стилистикой заявленной темы. Чудакова изящно помахивала ручкой.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии