Время и Деньги
03.12.2003 Общество

КГУ - снова второй?

Бесконечные и маловразумительные реформы в сфере просвещения длятся уже не один десяток лет и безумно утомили и среднюю, и высшую школу. Так что удивляться чему бы то ни было мы давно перестали, тем более что КГУ вполне может быть признан вторым по значению вузом страны. Во всяком случае, исторически это вполне оправдано, ведь он и открылся сразу после Московского. Санкт-Петербургский университет на несколько лет моложе. Казанский университет стал центром учебного округа, который запросто вмещал на своей территории несколько европейских государств. Начинался он от Нижнего Новгорода и включал все бескрайние просторы, расположенные к востоку от Москвы. А жителей казанской губернии открытие университета пробудило от провинциальной спячки, резко изменив течение всей жизни в городе.

Один из первых казанских студентов, впоследствии известный писатель, Сергей Аксаков вспоминает, что в декабре 1804 года в Казань пришло официальное подтверждение: 5 ноября устав университета был подписан государем Александром Павловичем. Организовывался университет на базе казанской гимназии, и первыми ординарными и адъюнкт-профессорами стали учителя этой гимназии, а первыми студентами - лучшие ее выпускники. По этому поводу, пишет Аксаков, “шумная радость одушевляла всех. Все обнимались, поздравляли друг друга и давали обещание с неутомимым рвением заняться тем, что нам недоставало, чтобы не стыдно было называться настоящими студентами.” Тут же принялись штудировать нелюбимую прежде латынь. “Занимались не только днем, но и ночью, - продолжает Аксаков, - все похудели, переменились в лице, и начальство вынуждено было принять меры для охлаждения такого рвения. Дежурный администратор всю ночь тушил свечи в спальнях и запрещал разговаривать, поскольку и в темноте повторяли друг другу ответы в пройденных предметах”.

Учителя тоже занимались с будущими студентами сутками, в том числе и по праздничным дням. Так продолжалось и в первый год после открытия университета. “Конечно, университет наш был скороспелка, потому что его открыли через полтора месяца - 14 февраля 1805 года. Преподавателей было всего шестеро...”, - критично вспоминает Аксаков. И тут же говорит о том, что это было золотое время чистой любви к знанию.

Гимназистов, определенных в студенты, не экзаменовали. Вместо этого занимались с ними лишнее время. В первый же год в стенах университета преподавали высшую и прикладную математику, опытную физику, логику и философию, русскую и всеобщую историю, латинскую и греческую словесность и ряд других предметов.

Весь год в городе лишь об университете и говорили, и не только в образованном сословии. “Продвинутые” лакеи, любезничая с горничными у ворот господских домов, острили: “Ой, студено - студенты идут”.

А у самих студентов первый год бескорыстного служения наукам совпал с пламенной любовью к театру. В Казани в ту пору играл московский актер Плавильщиков, ставший любимцем всех университетских - и студентов, и преподавателей. Профессора даже лекции заканчивали на полчаса раньше, чтобы успеть на театральное представление. Естественно, следующим шагом стало открытие собственного студенческого театра, на спектакли которого собиралась “вся Казань”.

Именно при университете было создано первое литературное объединение в Поволжье - Казанское общество любителей словесности, членами которого наряду со студентами были обласканные читательским вниманием литераторы Поволжья и Урала. Первый альманах, изданный обществом, включал труды 20 авторов. А в 1811 году в университете была организована первая провинциальная газета России - “Казанские известия”. Словом, университет стал центром духовной жизни Казани, и более того, определял общественный климат в Поволжье и Приуралье.

Но обратимся от славной истории к сегодняшним проблемам. Насколько все-таки верны названные выше слухи и что в ближайшем будущем ждет КГУ? Такой вопрос мы задавали и в совете ректоров, и в ректорате самого университета. Как выяснилось, молва, по обыкновению, выдает желаемое за действительное. Известно, что готовится список 20 ведущих вузов России, но какие учебные заведения, кроме Московского и Санкт-Петербургского университетов (эти-то попадают наверняка!), будут в него включены, пока неясно. Предполагается, что КГУ в нем фигурирует. Но будет ли вообще принят такой список, проблематично. Отраслевые вузы, которые вроде бы в него не попадают, активно против этого выступают, и понятно, почему. Финансирование и прочие блага в львиных долях пойдут “ведущим”, а с чем останутся остальные? Так что, возможно, это начинание, как и многие другие образовательные инициативы последних лет, что называется, “уйдет в песок”. Ситуация должна проясниться в конце февраля.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии