Поднимутся ли дубравы? На месте бывших корабельных рощ
18.05.2009 Экономика

Поднимутся ли дубравы? На месте бывших корабельных рощ

Лесоводство может быть прибыльным в условиях рыночной экономики, а выращивание особо ценных древесных пород - стать одной из высокодоходных направлений развития лесного хозяйства республики в будущем при условии, если мы позаботимся об этом уже сегодня, считают специалисты Татарской лесной опытной станции ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства (ТатЛОС). Одним из направлений деятельности ученых является усовершенствование технологии восстановления дубрав на территории Татарстана и Среднего Поволжья. Об исследованиях в этой области корреспонденту “ВиД” рассказал директор ТатЛОС Михаил СУХОВ.

- Михаил Николаевич, почему именно дуб, а не другая древесная порода вызвал интерес ваших специалистов?

- В западноевропейской практике ведения лесного хозяйства, например, в Германии, где я побывал в 1995 году, выделяют “благородные” (особо ценные) древесные породы и насаждения. При этом древесина дуба дороже других ценится на мировом рынке. Мебель из дуба - весьма дорогое удовольствие. Древесина дуба, годная для производства мебели, диаметром 60 см и более, приносит прибыль в среднем 2000 немецких марок за кубометр. В отдельных случаях, когда возраст дуба составляет более 300 лет, стоимость одного кубометра может достигать 14,5 тыс. марок.

Природно-климатические условия Татарстана способствовали естественному формированию насаждений дуба. Леса на территории нашей республики, которая раньше входила в состав Казанской губернии, не имели себе равных в России. Здесь находились лучшие корабельные рощи, которые обеспечивали высококачественной древесиной в период деревянного кораблестроения балтийские и архангельские верфи. По данным учета 1861 года, на территории РТ площадь корабельных рощ составляла 106658 га.

- Что-нибудь сохранилось сегодня из этого богатства?

- В целом лесная растительность в пределах Татарстана за 200 лет сократилась более чем в три раза. Этот процесс за счет вырубки лесов для сельскохозяйственного земледелия продолжался вплоть до 1917 года. В последующие годы, как цепная реакция, отмечалось уменьшение площади и изменение состава коренных насаждений и ослабление позиций основных лесообразующих пород ели и дуба. Беспрецедентное усыхание дубрав и сокращение площади насаждений дуба за последнее столетие наблюдалось дважды - после зимы 1941-42 годов (общая масса усохшего дуба с 1942 по 1946 годы превысила 2,5 млн. куб. метров) и 1978-79 годов (в 1978-1993 годы - более 9 млн. куб. метров).

Аналогичные процессы протекают в дубравах и в настоящее время. Их площадь за период с 1978 по 1998 годы сократилась с 266 до 163 тысяч гектаров. К 2003 году удалось увеличить площадь дубрав до 189 тысяч гектаров за счет создания лесных культур дуба и принятия колхозных лесов в Гослесфонд на площади 21 тысячи гектаров.

Таким образом, назрела необходимость разработки модели экологически устойчивых видов дубрав.

Исследования, выполненные по архивным материалам, позволили установить местонахождение бывших корабельных рощ, а по результатам натурных обследований определить их состояние и сохранность. Выборочные натурные обследования, проведенные в течение последних семи лет, подтвердили наличие в республике отдельных насаждений и деревьев с высококачественной древесиной дуба. Параметры сохранившихся насаждений дуба соответствуют показателям экологически устойчивых к влиянию экстремальных природно-климатических факторов пород.

Например, в Айшинском лесничестве Зеленодольского опытного лесхоза, на месте бывшей Якинской корабельной рощи, сохранились насаждения с преобладанием липы и наличием дуба с высококачественной древесиной. Данный факт указывает на то, что в условиях нашей республики при соответствующем режиме лесовыращивания вполне можно создавать (в соответствующих реликтовых насаждениях) такую форму ведения лесного хозяйства, как особо ценные лесные массивы.

- К этой идее был проявлен какой-то интерес со стороны соответствующих ведомств, или мы до этого еще не “созрели”?

- Для начала ученым необходимо понять, что такая модель ведения лесного хозяйства создана и успешно действует. В той же самой Германии к этому пришли давно, лет 200 назад. В Баварии ежегодно высаживают до 40 тысяч особо ценных деревьев. Древостои из “благородных” пород, например, в средней Фракии (Бавария) составляют около 1 % от общей лесной площади региона.

В научной среде мы эту проблему поднимаем постоянно: в 2003 году она обсуждалась на Всероссийском межрегиональном семинаре-совещании, прошедшем в нашей республике, в 2004 году - на научной конференции Минэкологии РТ в Казани, в 2005 году - на семинаре-совещании Рослесхоза в Чебоксарах, в 2006 году - также на научной конференции ТатЛОС в Казани, в 2007 году - на научно-практическом семинаре в Воронеже.

Могу сказать, что у нас в республике под эгидой Академии наук РТ будет разрабатываться комплексная программа по переработке, использованию древесины и ведению лесного хозяйства. В ней, возможно, будут предусмотрены какие-либо мероприятия по восстановлению дубрав на месте бывших корабельных рощ как особо ценных насаждений.

- Для этого, видимо, должны быть произведены соответствующие экономические расчеты и оценка эффективности данных мероприятий. От кого должна исходить инициатива?

- В первую очередь, от ученых. Именно они должны дать обоснование необходимости восстановления особо ценных лесных насаждений и провести исследования в этом направлении. Нашими сотрудниками уже проводились первые опытные работы. В 2002 году были собраны желуди с деревьев с высококачественной древесиной и произведена посадка дуба на месте бывшей Якинской корабельной рощи. Однако договор с нами был расторгнут, и работа застопорилась. Результаты пятилетних опытов обнадеживают, но научные исследования необходимо продолжить.

- В регионах РФ, в частности Ульяновской и Нижегородской областях, началась подготовка к посадке так называемых “киотских” лесов, предназначенных исключительно для поглощения из атмосферы углекислоты и не подлежащих вырубке. Будет ли участвовать Татарстан в этом проекте?

- Наша республика является малолесным регионом с довольно интенсивным ведением сельского и лесного хозяйства и развитым индустриально-промышленным комплексом. Лесистость составляет 17,2 % от общей территории. Участие Татарстана в реализации Киотского протокола может обеспечить высокие экологические и экономические выгоды. В конце ноября Министерство экологии и природных ресурсов РТ проведет научную конференцию “Алгоритм реализации Киотского протокола на территории РТ”, на которой, вероятно, и будут определены основные направления участия Татарстана в этих мероприятиях.
18
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии