Наука возвращает свои позиции
11.07.2008 Общество

Наука возвращает свои позиции

В Казанском университете, как и в прежние времена, успешно ведется научная работа по самым разным направлениям. И даже в девяностые годы прошлого столетия, когда страна теряла параллельно и научную молодежь, и материальную базу для исследований, университету в немалой степени удалось сохранить свой творческий потенциал. Об этом мы беседуем с ректором КГУ профессором Мякзюмом Салаховым.

Из досье "ВиД": С 2004 года Мякзюм Салахов - депутат Государственного Совета РТ третьего созыва. Член Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Профессор, председатель специализированного Совета по защите докторских диссертаций. Автор около 200 научных работ.

- Один из показателей научных достижений вуза - международные тематические конференции, которые проводятся в стенах вуза. Мало того, что подготовка международной конференции сама по себе задача непростая, так ведь еще и не во всякой конференции соглашаются принять участие авторитетные ученые. Как правило, они получают не один десяток приглашений на мероприятия такого рода, но участвуют лишь в тех, где они проводятся на самом высоком уровне.. Показательно, что научные форумы, которые проходят на базе нашего университета, неизменно привлекают внимание видных ученых.

Совсем недавно, в сентябре, мы провели две конференции, посвященные актуальным проблемам физики. В центре внимания одной из них были вопросы спинтроники - молодой, но уже весьма авторитетной науки, на которую возложена миссия теоретического обоснования нанотехнологий. Об уровне этой конференции говорит участие в ней шведского физика П.Грюнберга, получившего в этом году Нобелевскую премию за открытие эффекта гигантского магнитосопротивления. Доклад нобелиата-2007 оказался созвучным тем идеям, которые разрабатывают в области спинтроники наши ученые, в частности, профессор кафедры физики твердого тела Л.Тагиров. Могу сказать, что так называемый "клапан Тагирова" известен во всем мире.

Тематика другой конференции была связана с областью магнитных жидкостей. В ее работе приняло участие около двухсот пятидесяти ученых из-за рубежа, только из Японии приехало более полусотни физиков. Председательствовал на ней вице-президент РАН А.Андреев, и неспроста: такая конференция проводилась в нашей стране впервые за последние тридцать лет. Казанский университет тоже не случайно был избран местом проведения этого представительного форума ученых. Мировое признание получили работы профессора кафедры общей физики Д.Таюрского, специалистов кафедры радиоспектроскопии, которые разрабатывают эти научные проблемы.

Я говорил о высоком уровне физической науки в университете, но это относится и ко многим другим направлениям исследований. В этом же году наш университет почтил своим присутствием выдающийся французский ученый-химик, лауреат Нобелевской премии Ж.-М.Лен, которому Ученый совет Казанского университета присвоил "ганорис кауза". Основоположник супрамолекулярной химии в своей речи по поводу присуждения ему звания Почетного доктора КГУ особо отметил выдающиеся достижения казанских химиков в этой области. Поэтому научные центры Франции охотно пошли на заключение договоров о творческом сотрудничестве с учеными нашего университета.

И еще. Многого достигли наши биологи в области генетики, есть интересные наработки по биохимии, биотехнологии. В числе наиболее перспективных - проект по биотопливу, для развития которого уже подготовлены научно-практические заделы: теоретически обосновано получение метана на основе отходов животноводства; разработана промышленная технология утилизации отходов птицефабрик, эта технология защищена патентом России; разработан новый биореактор, который обеспечивает двукратное снижение энергозатрат; для создания современной экспериментальной базы намечен план партнерства с региональными бизнес-структурами.

- Мякзюм Халимуллович, а в каком состоянии материальная база, необходимая для исследований?

- За последние годы нам удалось немало сделать для ее укрепления, прежде всего благодаря выигранным грантам и участию университета в инвестиционных проектах. Наши научные коллективы и сотрудники ежегодно получают около сорока международных научных грантов. Но здесь еще немало проблем, тем более что оборудование становится все более дорогостоящим. Для исследования нужны по-настоящему хорошие приборы, а их сейчас приходится приобретать за 50-60 миллионов рублей - столько стоит, скажем, качественный силовой микроскоп. Нанофабрики, те дороже, под 70-80 миллионов рублей. ЭПР-спектрометр как раз обошелся нам в сумму около 80 миллионов рублей. В последние годы за счет привлеченных средств удалось приобрести: мультимодовый сканирующий микроскоп Solver P47H, атомно-адсорбционный спектрометр с индуктивно-связанной плазмой, ядерно-магнитно-резонансный диффузометр с импульсным градиентом магнитного поля (превосходит по чувствительности и разрешающей способности все мировые аналоги), ряд других высококачественных устройств.

Все это позволяет научному сообществу университета принимать участие в реализациии масштабных проектов. Среди наиболее крупных - научно-образовательный центр "Материалы и технологии XXI века". Он создан под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, Американского фонда гражданских исследований и развития при участии Правительства Республики Татарстан. Центр ориентирован как на подготовку специалистов нового типа, так и на поддержку научных исследований по приоритетным направлениям. Общий объем финансирования за время работы Центра составил свыше двух миллионов ста тысяч долларов.

Еще один масштабный проект федерального уровня - образование на основе нашего университета Центра коллективного пользования "Физико-химические исследования веществ и материалов". Соисполнителями в этом проекте стали физико-технический институт и Институт органической и физической химии Казанского научного центра РАН. На создание этого центра из бюджета страны в 2005 году было выделено сто пятьдесят миллионов рублей, а в 2006 - еще семьдесят пять миллионов рублей. Суммарная стоимость новейшего научного оборудования, размещенного в центре, приближается к одному миллиарду рублей.

Среди заметных событий в научно-организационной сфере - целевой немецкий кредит в размере шестидесяти миллионов рублей. На эти средства мы приобрели две установки, которые относятся к числу лучших в мире, они пока не имеют аналогов в нашей стране.

Значительные исследовательские гранты получают гуманитарии КГУ. Филологический факультет, к примеру, выиграл грант на развитие исследований по актуальным проблемам лингвистики. Международные проекты разрабатывают наши историки, политологи, философы и социологи.

В целом можно сказать, что на базе университета сформировался один из самых мощных в стране исследовательских комплексов по приоритетным направлениям науки. Тем самым заложена основа для динамичного развития научных исследований в КГУ на долгосрочную перспективу.

- "Утечка мозгов" продолжается?

- Молодые ученые, которые уехали за границу и отработали там лет по десять, теперь все больше возвращаются назад, в alma-mater. Уже вернулось несколько очень сильных специалистов, с другими мы ведем переговоры. Сегодня ситуация с присутствием наших ученых в мировом научном пространстве изменилась. Благодаря налаженным научным взаимосвязям наши сотрудники имеют возможность поработать над какими-то проблемами в зарубежных лабораториях, приезжая назад с полученными результатами. Пожалуй, уже можно говорить о наметившейся тенденции обратного "движения мозгов". Причины тут разные, одни "переросли" своих руководителей, а возможности для дальнейшего роста там уже исчерпаны, у других - семейные обстоятельства... Но процесс, как говорится, пошел.

- Как вы оцениваете уровень современных студентов, в состоянии ли они будут пополнить ряды ученых?

- Наверное, выражу общее мнение вузовских ученых и педагогов, если скажу, что тот уровень подготовки, с которым приходят к нам первокурсники, снизился, особенно в области точных и естественных наук. Ведь вся система образования - это своего рода сообщающиеся сосуды, качество подготовки студентов в немалой степени зависит от уровня подготовки в средней школе. А на этой ступени обучения сегодня наблюдается явный крен в сторону социально-гуманитарных дисциплин, заметно сократилось число часов по предметам естественно-научного цикла. Это в какой-то мере переходит и в стены вузов. Высшее образование фактически сделало крен в сторону гуманитарного, особенно за счет платного образования. Филиалы вузов сплошь готовят юристов, экономистов, социологов. Мало филиалов, где преподают физику, математику. Кстати, в нашем зеленодольском филиале, рассчитанном на 60 бюджетных мест, дают именно математику, радиофизику, а еще татарский язык. И все же всегда были и будут те десять процентов студентов, которые продвинуты в своем предмете, они с первого курса занимаются наукой и будут заниматься ею и дальше.

- Можно ли сопоставить достижения современных ученых с открытиями Николая Лобачевского, Евгения Завойского...

- Это некорректное сравнение. Напомню, что их открытия были признаны спустя многие годы, а вот современников они не впечатлили. К новаторской теории Н.Лобачевского при его жизни положительно отнесся только К.Гаусс, он же выступил инициатором избрания казанского ученого член-корреспондентом очень влиятельного тогда Геттингенского ученого общества. Признание открытий А.Бутлерова, Е.Завойского тоже, в сущности, запоздало, а их идеи нашли практическое применение четыре-пять десятилетий спустя. Это общая картина в науке, скажем, то же самое произошло с открытиями Д.Максвелла. Так что о значении сделанного сегодня есть смысл всерьез разговаривать где-то через полвека.

Есть и другая сторона вопроса. Если мы хотим получить что-то серьезное, в науку надо вкладывать. Когда образовали Казанский университет, то император, правительство страны собрали там выдающихся ученых. Один из них, немецкий математик И.Бартельс, заприметил того же Н.Лобачевского еще на студенческой скамье, стал его наставником и учителем. В свою очередь, И.Бартельс формировался под влиянием уже упомянутого мною знаменитого математика К.Гаусса.

А взять Е.Завойского, его открытие 1944 года? Да, это крупный талант, новатор, который сочетал в себе ум теоретика и "золотые руки" наладчика, инженера. Но ведь как получилось? В начале войны в Казань, в Казанский университет, были эвакуированы 35 ведущих институтов АН СССР, около сорока академиков, прежде всего теоретиков. Война подгоняла и решение оборонных задач, и теоретическую мысль. Не случайно из работавших тогда в Казанском университете ученых из Академии 15 человек были избраны в ее состав уже в годы войны, а 99 (такой вот точный счет ведут историки науки) стали академиками в послевоенное время.

Привел эти примеры именно для того, чтобы проиллюстрировать то значение, которое имеют для научных открытий и сильная поддержка науки, и насыщенная научная среда.

Я бы сказал, что сейчас в нашем университете складывается благоприятная среда, помимо крупных отечественных ученых с университетом сотрудничают их выдающиеся зарубежные коллеги. Университет активно участвует в международных проектах и программах, развивает партнерские связи с более чем сорока зарубежными университетами из более чем двадцати стран. Среди новых партнеров университета такие известные центры образования и науки, как Свободный университет Берлина (Германия), Питсбургский университет (Канзас, США), университет Северной Каролины, Гринсборо (США), Парижский университет Сорбонна (Франция), Университет Гронингена (Нидерланды), университет Афин (Греция) и ряд университетов стран Азии и Востока (Китай, Корея, Турция, Япония, Киргизия, Казахстан).

Налажена система деловых отношений с авторитетными и крупными организациями, программами и фондами. Университет успешно участвует в различных международных программах и проектах, таких как ТАЦИС, ТЕМПУС, ИНТАС, Коперникус, ДААД, DFG, Фулбрайт, USIA и ряд других.

Наш научно-педагогический потенциал позволяет уверенно смотреть в будущее. В университете в научном процессе занято около двух тысяч человек, в том числе более 300 профессоров, свыше 800 кандидатов наук. У нас работают 22 докторских и 6 кандидатских специализированных советов. За последний год издано 22 монографии, 120 сборников научных работ, опубликовано более семи тысяч статей в научных журналах, из них в выходящих за рубежом - более тысячи. А еще - свыше 700 учебников и учебных пособий. Причем 9 монографий подготовили к печати зарубежные издательства.

По всей совокупности показателей деятельности университета, в различных рейтинговых системах, он неизменно входит в первую десятку университетов страны. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем работать дальше.
5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии