Время и Деньги
14.07.2008 Общество

Отчий дом для сироты

Вчера в Кабинете министров РТ состоялся брифинг, где шел серьезный разговор о развитии семейных форм устройства сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На днях мы разговаривали по телефону с Ольгой Сибгатуллиной, которая воспитывает шестерых приемных и двоих родных детей. Моя собеседница не без гордости сообщила: "Наша семейная фотография скоро появится в "Корстоне", где состоится большое торжество в честь приемных мам!" Не скрою, слышать об этом было приятно, потому что в их жизни не так уж много праздников, куда больше хлопот и забот. Тем не менее с каждым годом в нашей республике появляется все больше желающих взять на воспитание тех детей, которым чуть ли не с пеленок пришлось испытать горечь сиротства.

С большим сожалением приходится констатировать, что количество ребятишек, не обласканных судьбой, практически остается на одном уровне. Как сообщил министр образования и науки РТ Наиль Валеев, на учете в органах опеки и попечительства республики состоит более 11 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего за 9 месяцев нынешнего года выявлено 1476 малышей, которые в силу стечения трагических обстоятельств потеряли отца и мать или считаются социальными сиротами.

Впрочем, уже отчетливо видна и обнадеживающая "пропорция": сколько детей-сирот появляется вновь, столько же и принимается на воспитание добросердечными людьми. В общей сложности в семьях татарстанцев проживают 9726 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 2686 усыновлены, 5615 находятся под опекой родственников, 1425 воспитываются в 905 приемных семьях. Как известно, последняя форма семейного устройства приобретает неслыханный размах: только за 2007 год приемные родители появились у 522 детей, и еще 330 семей готовы взять под свое крыло приемного сына или дочку.

На брифинге были названы самые многочисленные "места дислокации" приемных семей. Это районы - Агрызский, Азнакаевский, Тетюшский, Спасский, Елабужский, Муслюмовский, Нурлатский и Чистопольский, город Набережные Челны. Что, собственно говоря, подтверждает объективную информацию о том, что более 70 процентов усыновленных и приемных детей воспитывается в сельской местности. Министр образования и науки РТ не стал говорить громких слов о благородстве или великодушии, а просто заметил: для многих деревенских жителей создание приемной семьи дает возможность получать заработную плату даже в условиях нехватки рабочих мест на селе. Напомним, что за воспитание каждого приемного ребенка государство ежемесячно выплачивает приемным родителям 2,5 тысячи рублей да еще предоставляет детские пособия - около 4,5 тысячи рублей на содержание дошкольника и почти 5 тысяч рублей на детей старше семи лет.

Самые худшие предположения о том, что предприимчивые сельчане используют приемных детей в качестве даровой рабочей силы, к счастью, не подтвердились. Органы опеки и попечительства дважды в год тщательно проверяют каждую приемную семью и, конечно, бьют тревогу, если дети плохо выглядят, неважно учатся, чувствуют себя некомфортно. В этом году 13 подростков были возвращены в детские дома, потому что не сумели адаптироваться к жизни в семье.

Говорят, подобных фактов не бывает в приемных семьях, создаваемых педагогами или медицинскими работниками. Это происходит потому, что представители этих профессий, как правило, являются хорошими психологами и умеют воспринимать чужую боль как свою собственную. Не исключено, что именно они и станут самыми близкими людьми для кого-нибудь из 1670 детей-сирот, которые дожидаются своей очереди на усыновление или встречу с приемными родителями.

А пока эти дети воспитываются в 14 детских домах и 4 школах-интернатах, число которых сокращается год от года и должно свестись к минимуму до 2010 года. Значит, до этого времени каждый из обездоленных детей должен иметь не просто домашний очаг, у которого можно отогреться душой, но и хорошие стартовые условия для самостоятельной жизни. Вопрос в том, найдутся ли для каждого сироты усыновители или приемные родители, которым небезразлична не только настоящая, но и будущая судьба человека.

Министр образования и науки РТ откровенно сказал, что его семья, где есть двое взрослых детей, не задумывалась о том, чтобы взять на воспитание ребенка из детдома. Среди нашего истеблишмента такие примеры действительно единичны. Но они есть, хотя разглашать фамилии усыновителей мы не вправе. В первую очередь потому, что для этих людей усыновленные дети стали уже родными.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии