Личная жизнь клоунессы
14.03.2008 Культура

Личная жизнь клоунессы

Она вышла на сцену вся в черном, неся огромный чемодан. В этом чемодане когда-то привезли из Германии, где служил отец, вещи семьи. Потом он перешел к ней и долго выручал при переездах из одного театра в другой и на гастролях. Жизнь дочери военного, а потом жены режиссера, - это, как сказал бы Арбузов, годы странствий.

Для российского актера чемодан - один из самых незаменимых предметов. Она поставила его на сцену и просто посмотрела в зал. Так народная артистка России и Татарстана Светлана Романова начала свой творческий вечер, посвященный юбилейной дате.

Качаловская сцена, на которой она сейчас служит, дала истории российского театра много хороших актрис - здесь и Стрепетова играла, и Савина, и Комиссаржевская. В более позднее время блистали Милова, Павлова, Улик. Последнее десятилетие, я в этом убеждена, - время Светланы Романовой. Такой яркой актрисы в нашем театре давно не было, а природа не терпит пустоты, и высшие силы послали нам Романову - актрису с вечно смеющимися рысьими глазами, сильную и беззащитную одновременно.

Она пронзительно читает стихи Геннадия Шпаликова о том, что не надо возвращаться “в прежние места”, о том, что можно на валенках уехать в “тот далекий год”, “там, где мама молодая и отец живой”. Но именно об этом, о “прежних местах”, ее монолог, с которым Светлана вышла на сцену в юбилейный вечер, когда в зале был аншлаг и собралась публика, которая по нескольку раз смотрела ее и в “Пиковой даме”, и в “Вишневом саде”, и в “Визите дамы”.

У нее давно в Казани есть своя публика.

Она читала в этот свой вечер - такая элегантная, в костюме от Алана Манукяна - еще и Ахматову, и два трагических монолога из “Вишневого сада” и “Визита дамы”, в чем ей помогали верные партнеры Геннадий Прытков и Михаил Галицкий. Она самозабвенно танцевала, дурачилась, а перед нами проходило то время, когда родители были молодыми, а мы, малышня, смотрели на них снизу вверх или, напротив, - сверху вниз, сидя на крепком папином плече. Тепло, надежность и любовь, которую мы получили в детстве, ведут нас по жизни, Романова в этом не исключение. Теперь такие же “витамины” любви получает ее сын Илья. Об этой безграничной любви говорила актриса в своем монологе.

Я не хочу сегодня разбирать ее роли, потому что писала об этом уже не однажды - ну классная Романова артистка, кто же спорит? Ее муж и Главный Режиссер ее жизни и творчества Александр Славутский однажды сказал: “Романова - клоунесса”. Быть клоунессой в театре - это высший пилотаж, потому что клоунесса может заставить зал смеяться до упаду и тут же плакать, она дарит нам эмоции в чистом, почти дистиллированном виде.

Она вся - в порывах. Полетел в космос Гагарин - побежала записываться “в космонавты”. Поехала с классом в Шушенское и выбрасывала в окно поезда дефицитную тогда колбасу - было стыдно, что у нее она есть, а у других нет. Когда Славутский сделал ей предложение руки и сердца, она так бежала к трапу самолета, чтобы улететь в тот город, где он тогда был, что сломала каблуки обеих туфель. В ее жизни много таких историй, смешных и грустных, сигналящих о живой, трепетной душе.

Господи, как же она все это умеет - прочесть, пережить, написать (литературный талант несомненный!), выучить, прожить. Если Бог дал артисту органику, он уже его одарил по-царски. Романова при рождении получила такой подарок. И мудрость в ней есть, какая-то детская мудрость, когда ребенок вдруг от чистоты душевной скажет что-то и, услышав, мы замолкаем, пораженные, думая: как же точно! Кстати, крещена Светлана как Софья, что, как вы помните, означает “премудрость”. У нее есть премудрость быть доброй и веселой. Подарить именно то, о чем мечталось, дать именно ту книгу, которая желанна.

Александр Блок, говоря об успехе актера, как-то сказал, что к искусству надо подходить “спокойно и плавно, не боясь обжечься его священным огнем”, суета только навредит. Светлана смелая и не боится этого огня.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии